Нынешнюю зиму в ОРДиЛО (официальное название районов захваченных боевиками ДНР и ЛНР) называют самой тяжелой за последние годы и сравнивают с зимой 2014-2015 годов, пишет издание Тыждень.
И на этот раз дело не в интенсивности боевых действий, а в общем состоянии экономики и коммунального хозяйства. С начала 2019-го в «республиках» все как-то пошло кувырком. Сильный снегопад в первых числах января внезапно обернулся настоящим стихийным бедствием и на целый месяц выбил жизнь городов из нормального ритма. В течение января и в начале февраля на неподконтрольной территории нерегулярно вывозили мусор и не чистили улицы. Один за одним проваливаются крыши старых заводских цехов, которые совсем перестали очищать от снега. В результате таких обвалов уже погибли два человека: в Горловке и Дебальцево. Никогда сильный снегопад в довоенные времена не имел на Донбассе таких сокрушительных и трагичных последствий.
Социальные сети заполонили возмущенные комментарии, фотографии переполненных мусорных баков и нечищеных, непроходимых дорог. Масштабы проблемы оказались такими большими, что с критикой выступил даже один из ведущих донецких сепаратистов Андрей Пургин. Он признал, что катастрофическое положение в коммунальном хозяйстве сложилось из-за нехватки финансирования и плохого отношенич «властей ДНР» к людям.
«На сегодня отношение власти к населению отвратительное. И именно это мешает людям, которые обслуживают нас в пределах мегаполиса, работать. Вы видите, как плохо вывозится мусор, полный провал со снегом. И в то же время есть огромное количество вакансий, 200 вакансий только водителей трамваев и троллейбусов. Надо разбираться, почему на эти места не идут работать. И это не только мизерная зарплата, а еще и плохое отношение власти к населению. Получается, что безработных полгорода, но на эти вакансии за такие деньги и с таким отношением никто идти не хочет», — сказал Пургин.
Похожая ситуация и в целом в экономике «республик». Полноценной аналитики относительно состояния промышленности в зоне АТО сегодня не найти: об этом не позволяет говорить цензура боевиков. И все же какая-то отрывочная информация в СМИ просачивается, с которой мы можем составить общую картину. А она удручающая и безрадостная.
1 февраля в официальных СМИ «ДНР» вышло интервью Дениса Пушилина, в котором он признал, что все проекты по запуску завода «Стирол» в Горловке, крупнейшего химического предприятия в ОРДиЛО, провалились. Несколько лет лидеры боевиков уверяли, что смогут запустить гиганта, остановившегося в 2014-ом. Сообщение о возобновлении производства на «Стироле» появлялись в 2017 и 2018 годах. Отвечал за проект на то время соратник Захарченко, второй человек в «ДНР» Александр Тимофеев. Однако после гибели одного и бегства в Россию другого все разговоры о запуске завода прекратились. А теперь Пушилин вообще признал, что в ближайшем будущем производство не будет работать.
«Действительно, планы по запуску «Стирола» были. Но учитывая обострение боевых действий, большую вероятность возникновения техногенной катастрофы в случае обстрела или террористического акта, в результате чего возможна утечка аммиака в больших объемах (при этом зона распространения опасного облака может достигать десятков километров), запуск крупнотоннажного производства аммиачной селитры и карбамида временно приостановлено. Есть и ряд других трудностей, связанных, в частности, с получением необходимого объема газа и нехваткой надежной схемы электроснабжения», — сказал Пушилин.
На самом же деле боевые действия «Стиролу» давно не грозят. Завод стоит в отдаленной от фронта части Горловки, и снаряды на его территорию не прилетают. Возобновить производство не позволяют как раз те самые трудности с поставками голубого топлива и отсутствием надежного электроснабжения, о которых упоминает Пушилин. И эти вопросы на самом деле вполне можно было решить за те четыре года, что прошли от подписания второго минского перемирия. Вот только сделать это или не захотели, или не смогли.
Россия не собирается развивать оккупированный Донбасс
Учитывая тот факт, что «Стирол» и до войны получал газ из РФ, не очень понятно, что мешает россиянам организовать его поставки на завод сегодня, когда они являются полноправными хозяевами ОРДиЛО. То же самое касается и электричества, которое могло бы поступать на «Стирол» как с электростанций «ДНР» (на подконтрольной сепаратистам территории находятся две мощные ТЭС: Зуевская и Старобешевская), так и из России. Времени для строительства новых высоковольтных линий электропередач было более чем достаточно, однако сделать это просто не считали нужным. РФ потратила миллиарды долларов на войну в Сирии, а вот помочь «братскому Донбассу» не смогла.
Для Горловки запуск завода был бы важным событием, ведь предприятие считается градообразующим. Зато его перевели в режим простоя, а персонал существенно сократили. Оставили только тех работников, которые поддерживают в целости оборудование и цеха.
Отсутствие поддержки из России не позволяет запустить промышленность и на территории, подконтрольной "ЛНР". На днях лидер местных боевиков Леонид Пасечник встретился с «главой администрации Антрацита и Антрацитовского района» Сергеем Саенко, в ходе которой поднимался вопрос трубного завода «Славсант», что уже долгое время не работает. По словам Саенко, производство остановилось, так как нет рынков сбыта.
«У нас есть трубопрокатный завод, но он стоит. Выпускает пластиковые и металлические трубы. Завод рабочий, но есть проблема с рынком сбыта», — пожаловался Пасечнику мэр-самозванец.
Слышать такие заявления от деятелей «ЛНР» довольно странно, ведь Антрацит находится у самого российского рубежа, сразу за которым открывается огромный рынок сбыта численностью 147 млн людей. Именно близостью границы и тесными экономическими связями с Российской Федерацией объясняли свое нежелание подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС донбасские чиновники и олигархи в 2013 году. Весной 2014-го лидеры сепаратистов выводили своих сторонников на митинги, убеждая их, что украинская продукция не нужна Европе, зато ее охотно будет покупать братская РФ. И вот когда боевики добились желаемого и заменили украинские флаги в ОРДиЛО на российские, вдруг выяснилось, что никакая Россия помогать не собирается. Продукция «народных республик» там не очень-то и нужна. Активно идут через российскую границу разве что уголь и металл, то есть дешевое сырье, которую россияне покупают по заниженным ценам. А вот готовая продукция из Донбасса им не нужна.
Ирония судьбы в том, что за последние четыре года в Украине, вопреки прогнозам пророссийских политиков, открылось немало предприятий, ориентированных на рынок ЕС. Только во Львовской области построили с нуля несколько заводов по производству комплектующих для автомобилей. Тогда как в подконтрольной РФ части Донбасса за это время не только не появился ни один новый завод, но и даже работу имеющихся предприятий, что находятся в глубоком тылу, не смогли наладить.
В такой ситуации все, кто может, стараются перенести производство из серой зоны. Получается это, разумеется, не всегда. Индустриальные гиганты перенести куда-нибудь невозможно. А вот организовать переезд небольших предприятий порой удается. Например, на днях стало известно, что завод «Металлы и полимеры», который до 2014 года работал в Алчевске, перенес производство в Первомайск Николаевской области. Его директор Денис Рисухин заявил, что запустится завод весной под новым названием ООО «Метипол». Обслуживанием производства на новом месте будет заниматься та же команда, которая ранее работала в Алчевске. Так из-за «защитников русскоязычного населения» город потерял специалистов, налоги и рабочие места. Теперь люди будут создавать продукцию и наполнять бюджет на Николаевщине — в той самой «фашистской Украине», которую так люто ненавидят сторонники «ЛДНР».
И даже несмотря на многочисленные примеры бегства людей и производств с якобы «свободного Донбасса» на подконтрольную «фашистам и карателям» территорию, боевики на Востоке продолжают войну. Правда, уже мало кто из них понимает, ради чего. Эта пустая борьба приводит к дальнейшей деградации и упадку региону. И пока отдельные районы Донбасса останутся под контролем сепаратистов, надеяться на улучшение ситуации не приходится.