Во время прошлого причудливого месяца пользователи интернета узнали, что Дональд Трамп был проинформирован разведкой о том, что правительство России имело компромат на него — но куда интереснее стали прогнозы, которые циркулировали вокруг Кремниевой Долины, пишет Vanity Fair.
На первый взгляд, эти прогнозы могут показаться фантастическими — но не были ли такой же «фантазией» прогноз 18-месячной давности о том, что житель Trump Tower станет жильцом Белого Дома? Поэтому неудивительно, что все больше влиятельных людей из Долины вполне серьезно считают, что Марк Цукерберг, скорее всего, будет баллотироваться на пост президента Соединенных Штатов в будущем. «Он хочет быть императором» — фраза, которая стала распространенной среди людей, которые знали Цукерберга в течение многих лет.
Фантазия или реальный сценарий?
Во-первых, давайте смотреть бесчисленные свидетельства того, что Марк может действительно повесить свою легендарную «толстовку» руководителя Facebook на крючок и изменить ее на деловой костюм и галстук президента целой страны. В Facebook ранее заявляли, что Цукерберг может баллотироваться на должность и по-прежнему поддерживать контроль над своей компанией (спорный прецедент Трампа может упростить любые острые политические споры по этому поводу). Впоследствии, в течение рождественских праздников, Цукерберг ответил на вопрос, является ли он атеистом, на что ответил достаточно политкорректно: «Я был воспитан евреем, а потом я прошел через период, когда я ставил многое под сомнение, но теперь я считаю, что религия очень важна» (согласитесь: никто не любит президента, который не верит хотя бы в какого-то Бога.) Совсем недавно бывший менеджер кампании Обамы на президентство, Дэвид Плуфф присоединился к филантропической инициативе Чан Цукерберг, где будет отвечать за пиар. А потом был самый очевидный намек: в начале 2017 года Цукерберг, который имеет привычку размещать ежегодное обещание на год на своей странице в Facebook, заявил, что после создания искусственного интеллекта для собственного дома, теперь он хочет встретиться с жителями «в каждом штате в США». Он отметил, что «провел немало времени во многих штатах, и в этом году планирует посетить еще как минимум 30 штатов».
Лидер свободного мира
Конечно, это всего лишь ряд намеков. Как это не странно прозвучит, но Цукерберг является одним из немногих людей, для кого должность президента Соединенных Штатов может быть «шагом вниз», а не «вверх». Как сообщил CEO Facebook, он уже является настоящим лидером свободного мира. Цукерберг руководит компанией, которая охватывает четверть населения Земли, имеет около 1,8 млрд активных пользователей ежемесячно. Нет никого из живущих, кто может повлиять на большее количество людей лишь одним нажатием кнопки. Он имеет больше власти и влияния, чем большинство мировых лидеров и, как это видно из реальной проблемы фейковых новостей, Facebook может уверенно влиять на общественное мнение таким образом, который недоступен ни для кого больше в мире.
Если он действительно хочет стать президентом Соединенных Штатов, Цукерберг, безусловно, имеет все личностные качества для этого. Когда Facebook вышел на биржу в 2012 году, журналистам неоднократно рассказывали о том, что с детства Марк был склонен к таких игр, как Civilization, в которой вы должны построить империю, способную пройти испытание временем. Цукерберг любил стратегии, в которых нужно рисковать и управлять миром.
Не меньшие таланты он проявляет, когда руководит в собственном зале заседаний компании. В прошлом году он изменил права голоса для акционеров Facebook таким образом, чтобы получить полный контроль над компанией, не имея при этом контрольного пакета акций. Он также контролирует команду социальной сети от самого верха до самого низа: при штате в 15 724 сотрудников вы хоть раз слышали, чтобы из стен Facebook произошла утечка хотя бы какой-то информации? С таким потенциалом Марку Цукербергу рано или поздно станет скучно играть в настольные стратегии и компьютерные игры — и он захочет сыграть в настоящую Большую Игру: в президентские гонки крупнейшей страны свободного мира.
Альтернативная реальность и президентство во времена постправды
Предположим, что Цукерберг решает баллотироваться. Если вы Элизабет Уоррен, Пол Райан или Канье Уэст (который также хочет быть президентом США, и упаси нас Боже, если это случится на самом деле), чем вы можете насолить Цукербергу? Правильный ответ: вопрос конфиденциальности. В течение многих лет одной из крупнейших ошибок Цукерберга было отсутствие уважения к частной жизни людей в Facebook. Конечно, политика в отношении пользовательских данных работала хорошо для компании и создала совершенно новые социальные нормы по открытости — но учитывая неудачную попытку пробиться к Китаю, политики будут пытаться обрисовать Цукерберга как человека, который просто пытается использовать государственные должности, чтобы дальше увеличивать возможности своего бизнеса.
Амбиции Цукерберга не отрицают инсайдеры из Долины. Более того: пока все топ-менеджеры и венчурные капиталисты лично шли «покорнейше просить» привязанности Трампа, от Facebook эта роль выпала Шерил Сендберг, а не CEO. Пока что самым большим «минусом» Цукерберга может стать его закрытость — он не слишком обращает внимания на людей за пределами своего круга общения; но с другой стороны, его не контролируют крупные капиталы или инвесторы: будучи в ТОП-10 самых богатых людей мира, он уже дал обещание пожертвовать большую часть своего богатства на благотворительность. Он хочет чего-то большего. Хочет что-то, что дает ему больше влияния на планете.
В отличие от Трампа, который имеет привычки и поведение классического тролля с Twitter, Цукерберг стал искусным переговорщиком и кем-то вроде государственного деятеля в течение многолетних встреч с мировыми лидерами, включая президентов, премьер-министров, а также известных политиков. Он знает, где сосредоточить свою энергию с глобальной точки зрения. Цукерберг не связан с Россией (что, давайте будем откровенны, не представляет никакой экономической угрозы для Соединенных Штатов), но он очень обеспокоен взаимоотношениями с Китаем (который, давайте будем откровенны, еще покажет нам всем, где раки зимуют).
И еще один аспект, ключи от управления которым тоже сейчас сосредоточены в руках у Марка (но не библейского, а реального). Америка сталкивается с бесчисленными проблемами на многочисленных фронтах, но рост автоматизации действительно может быть наибольшей из них: влияние на рынок труда автоматизации, роботов и искусственного интеллекта может стать концом «американской мечты». Одним из главных требований к правительству — в том, чтобы приспосабливаться к этим изменениям и создавать системы социальной защиты для людей, которые являются наиболее уязвимыми вследствие технического прогресса. Однако, кажется, Трамп и его люди пребывают в блаженном неприятии надвигающегося кризиса. Вполне вероятно, что Трамп не имеет ни малейшего представления, что такое искусственный интеллект. Он хвастался во время выборов, что не использует компьютер. В будущем, когда правительственная инфраструктура будет уязвимой для хакеров, а война не будет вестись между людьми, но будет между программным обеспечением, не наступит ли в США время выбрать президента, который знает кое-что про технологии?
Во время выборов, Трамп пытался представить себя воплощением крутого парня, которому на всех наплевать и он готов рискнуть. Но так устроен мир, что все вокруг меняется, и меняется быстро. Учитывая то, что за лет 5-10 придется выбирать между рэпером и вундеркиндом, уже заранее понятно, кого из них стоит поддержать.