Какой курс в отношении России примет администрация американского президента Дональда Трампа? Это пытались выпытать у кандидата на должность госсекретаря американские сенаторы.
Рекс Тиллерсон, который имеет неоднозначные связи с Москвой и даже получил «орден дружбы» из рук Путина, пытался убедить сенаторов в своей жесткой позиции в отношении России. А его заявления порой совсем не совпадали с ранее озвученными взглядами Дональда Трампа. Однако нескольких ключевых сенаторов-республиканцев выступление Тиллерсона не впечатлило. Напомним, без одобрения Сената Рекс Тиллерсон не сможет занять пост в правительстве.
Это было событие недели на Капитолийском холме – в Сенате более восьми часов продолжались слушания об утверждении кандидатуры Рекса Тиллерсона государственным секретарем США. Вопросов к возможному главному дипломату администрации Трампа у сенаторов накопилось немало, и больше всего их через неоднозначные связи Тиллерсона с Москвой.
Предвидя вопросы сенаторов, Тиллерсон делает ход конем – и еще во вступительном слове дает понять: с Россией играть не планирует.
«Россия сейчас представляет угрозу. Она вторглась в Украину, в частности и захватила Крым и поддержала сирийские войска, которые грубо нарушили законы войны. Мы же послали слабые или неоднозначные сигналы, и красные линии превратились в зеленый свет. Россия должна знать: мы будем преданы нашим обязательствам, в том числе и перед союзниками. Россия должна ответить за свои действия», – заявил Рекс Тиллерсон.
Вопреки неоднозначной позиции Дональда Трампа, Тиллерсон заявляет: аннексия Крыма – незаконна. «Имеет ли Россия, по вашему мнению, законные претензии на Крым?» – спросил сенатор Бен Кардин.
«Нет, это было захватом территории, которая ей не принадлежала», – ответил кандидат на пост госсекретаря.
Запад должен более агрессивно отреагировать на аннексию Крыма – убежден Тиллерсон. И сразу предоставить украинцам военную поддержку.
«Захват Крыма был ничем иным, как применением силы со стороны России. И это требовало пропорциональной демонстрации военной силы, чтобы дать России понять: это все, она не сможет захватить другую территорию», – опять же ответил Тиллерсон.
Впрочем, позиция относительно сохранения санкций против Москвы, не была такой же жесткой. Тиллерсон, в частности, отметил, что санкции вредят американскому бизнесу.
Вопрос санкций нарушил сенатор Роберт Менендес: «Если он считает, что санкции – это так плохо, что он собирается использовать как инструмент мирной дипломатии, чтобы остановить государство от нарушения суверенитета Украины, к примеру?»
Не хватало однозначности и в других ответах кандидата.
«Владимир Путин – военный преступник?» – спросил сенатор Марко Рубио.
«Я бы не использовал этот термин», – был ответ.
«Позвольте мне описать ситуацию в Алеппо, и может это поможет вам прийти к этому выводу» – было дополнительным вопросом со стороны сенатора из Флориды.
Отказ четко отвечать на это и еще несколько вопросов могут стать причиной для нескольких сенаторов-республиканцев, в том числе и Марко Рубио, не поддержать кандидатуру Тиллерсона.
«Если мы хотим, чтобы в нашей внешней политике сохранялась моральная ясность, нам надо четко изъясняться. Я готов сделать то, что считаю правильным. Партийная принадлежность здесь не имеет значения» – продолжал сенатор Рубио.
Если все демократы и хотя бы один республиканец в комитете по иностранным делам не поддержат Тиллерсона, это усложнит вынесения его кандидатуры на голосование в Сенате.