В прошлом месяце на встрече с выпускниками Военной академии США президент Обама раскрыл свое видение внешней политики, но более поучительный урок из дел иностранных предоставил последние месяцы президент России Владимир Путин.
В конце концов, за проверку реальностью Штаты могут благодарить именно Путину. Его нападение на Украину и его усилия по дестабилизации правительства Украины является бесценным напоминанием и про трудноконтролируемую природу вызовов, которые стоят перед внешней политикой США, и про потенциально ужасные последствия для всего мира, если США не сдадут экзамен по этим вызовам.
Во внешней политике, как и в своей повседневной жизни, американцы любят удобство и комфорт. В США хотят иметь внешнюю политику, которая легка в управлении и которая дает возможность хорошо слышаться — и относительно своего положения, и относительно всемирного. Аналитикам, которые говорят, что США могут иметь этот желанный мир без каких-либо сверхусилий, теплый прием гарантирован; горе же тем, кто говорит, что США не могут иметь все.
Читайте также: Мир без надзора США погружается в хаос. Америка проснись
Американские элиты, как никто другой, уязвимы к этой национальной — бипартийной — склонности. Либеральные и консервативные политические деятели постоянно недооценивали сложности, связанные с постройкой свободного мирового порядка, которого стремился каждый президент эры после окончания Холодной войны.
Для либерального крыла внешнеполитического истеблишмента последовательным аспектом принятия желаемого за действительное может быть идея, что основные элементы американского мирового порядка (либеральная экономическая система, гарантированный силою мир и глобальный примат либеральных и гуманистических ценностей) могут процветать даже при условии уменьшения могущества США. Американские либеральные политические и экономические ценности настолько неоспоримо истинные и общепопулярны, что страны на подъеме, такие как Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР (БРИКС), и уже развитые потуги, такие как Европейский Союз, подставят плечо.
Это привлекательная идея для либеральных интернационалистов и консервативных неоизоляционистов. Многие аналитики считают очевидно, что в ХХІ веке относительная сила и мощь Америки в международной системе, обречена на упадок. По мере того, как такие страны, как Индия и Китай, развиваются дальше, США не могут вечно находиться на вершине глобальной иерархии, говорят нам. По мере того, как другие страны наращивают свою военную мощь и бальную вес, США, чтобы не отставать, должны работать намного тяжелее и тратить гораздо больше. Не так много ботанов политики демократов хотят включить это сообщение в свой политический фундамент.
Но если мы допустим, как делают эти либералы, что Америка может надеяться на доброту незнакомцев, будущее не выглядит таким мрачным. США с чистой совестью могут сократить расходы на оборону, уменьшить обязательства за рубежом и хорошо слышаться. США могут постепенно уменьшать мощь, не чувствуя, что уклоняемся от своих обязанностей или что это угрожает безопасности. По мере того, как сила США ослабевает, Пакс Американа переживет американскую мощь; верховенство права будет процветать.
Читайте также: От выборов в США зависит будущее Европы и мировой стабильности
И тут внутрь празднования этого «мирного и безопасного уменьшения» Путин бросил большую вонючую бомбу. Его действия в отношении Украины — это четкий месседж: маловероятно, что американские ценности и интересы будут процветать, если сила Америки будет приходить в упадок. Как и раньше, Пакс Американа и надежда либеральной и гуманной глобальной системы покоится на усталых плечах дяди Сэма.
Кто хочет, может легко разглядеть признаки того, как будет выглядеть постамериканский мир. Чтобы увидеть, как, по мнению Ирана, должна быть использована сила, достаточно взглянуть на убийственную кампанию Башара Асада в Сирии. Чтобы понять, что думает о правах человека и либеральные ценности Саудовская Аравия, надо понаблюдать за событиями в Египте и Пакистане. В постамериканськом мире Китай станет еще агресивнее, и шансы возникновения китайско-японского конфликта возрастут. О перспективах демократии, если Америка уменьшит свое присутствие в Африке, красноречиво свидетельствует холодно прагматичный подход Южной Африки к диктатуре Мугабе в соседнем Зимбабве. В Европе только сила сдерживает или может сдержать Россию от восстановления ее старой империи и продвижение на территорию стран бывшего Варшавского договора.
Те, кто считает, что упадок Америки неизбежен, должны признать трагическую правду: для экономических интересов, ценностей, которые американцы лелеют, и в конце концов для безопасности у себя дома уменьшение американской мощи будет катастрофой. Ибо за мир, законность и стабильность, которые сегодня существуют в международной системе, мы обязаны США, которые с важной помощью союзников и партнеров пошли на большие жертвы, чтобы построить и защитить их. Без этого фундамента и опоры величественное строение либеральной мировой системы быстро превратится в руины.
Читайте также: Что стоит за «феноменом Трампа» в США?
Нынешнее нападение американской слабости, колебания, которое дестабилизировало Европу, Ближний Восток и Азию, относятся не так к долгосрочному историческому упадку, как к конкретному политическому моменту. После двух неутешительных президентств общественность чувствует усталость от вмешательства в международные дела и достаточно скептически относится к способности либеральных или консервативных экспертов управлять сложными иностранными интервенциями. Внешнеполитический истеблишмент, который в течение трех президентских сроков точно не покрылся славой, потерял большую часть доверия, необходимого для того, чтобы вести американский народ в новую и конструктивную эру.
Но благодаря Владимиру Путину и другим американцы начинают понимать, какой уродливый мир они могут получить, если США возьмут передышку. Накануне выборов в США этой осенью и в 2016 году избиратели могут захотеть пристальнее присмотреться к тому, что потенциальные кандидаты должны сказать о роли Америки в мире. Как и раньше, свобода и мир во всем мире зависят от американской энергии и действия.