Армия США, похоже, всерьез собирается отказаться от классических „основных боевых танков” - или по крайней мере найти реальную альтернативу, которую можно использовать там, где „сухопутные линкоры” перестали быть полезными.
Сообщение о том, что Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) инициирует работы над радикальным изменением дизайна американских танков, вышла полной неожиданностью. Потому что танкостроение - достаточно консервативная отрасль, и какой-то радикальной смены приоритетов в ней не наблюдалось со времен Второй мировой. Особенно если учесть тот факт, что в США рассматривалась возможность продолжить эксплуатацию основного боевого танка армии США, „Абрамса”, правда, со значительными модификациями, до 2050 года, пишет Espresso.TV.
Зато, „отдел передовых исследований” предлагает создать радикально новые танки, где огневая мощь и уровень защищенности будут принесены в жертву скорости и маневренности.
При том нельзя сказать, что и современные американские танки медленные. Например, M1A2 «Абрамс» и теперь едет с вполне приличной скоростью - 70 км/ч по шоссе и около 50 - по бездорожью.
Читайте также: Новая образцовая армия Путина
Однако, несмотря на эти показатели, DARPA выпустило специальный пресс-релиз, где констатировало, что подход „больше брони - лучшая защита” дошел до логического предела и дальше развиваться не может. Эволюция противотанковых средств движется быстрее, чем наращивание сантиметров металла, которые превратили современную бронированную технику на медленные и тяжелые устройства, которые невозможно быстро развернуть и скрытно перебросить, и которые при том отличаются невероятно высокой ценой.
„Американские вооруженные силы находятся в настоящее время в точке, где, учитывая тактическую мобильность, стратегическую мобильность, живучесть и стоимость, надо принимать радикальные и инновационные решения, способные обеспечить оперативную жизнеспособность следующего поколения боевых бронированных машин”, - считают высоколобые специалисты.
И опыт боевых действий американской армии это подтверждает. Дело в том, что последнее успешное использование „Абрамсов” имело место в самом начале иракской кампании 2003 года, когда американские танкисты устроили маленький победоносный блицкриг танкам противника на подходах к Багдаду, вынося их по десятку-второму в одном бою практически без потерь.
Но уже в Багдаде начались предсказуемые проблемы - большое количество ручного и переносного противотанкового оружия, невозможность использовать главный калибр между домов и т.д. Там и пошли первые необратимые потери. Которые к концу войны только нарастали - от неожиданных засад, где танки подбивали из десятка-другого метров, от самодельных взрывных устройств на дорогах, и т.д. Всего было потеряно 80 машин - стоимостью от 6 до 10 миллионов долларов каждая.
Зато в Афганистане „Абрамсы” практически не использовались. При том не только и не столько потому, что их так уж легко подвезти. Просто в условиях гор, бездорожья, растянутых коммуникации и малых групп противника, рассеянных по непроходимой местности, использовать даже те 14 (!) танков, которые сумели-таки на всякий случай довезти, не было как и где.
Читайте также: Мир начал увеличивать расходы на вооружение
Поэтому DARPA, вероятно, и задумалось над такими танками и другими бронированными машинами, которые бы реально могли сопровождать и поддерживать пехоту везде и при любых условиях. А также действовать самостоятельно - не только в чистом поле, где можно устроить хорошую артиллерийскую дуэль, кувыркаясь снарядами за 2-3 километра.
Для этого и была начата программа Ground X-Vehicle Technology - которая имеет целью создать бронированные механизмы, живучесть которых обеспечивается не только и не столько собственно броней, как скрытностью, скоростью, способностью к молниеносному маневру и т.д. А сама броня используется для максимальной защиты отдельных частей, а не всего механизма. В заявлении сказано, что уже первое поколение новых танков должно стать вдвое легче, быстрее и втрое лучше маневрировать, чем существующие образцы.
Понять, как именно можно управлять на бездорожье устройством, которое должно двигаться на скорости более чем в 100 километров в час, если честно, сложно. Тем более активно им маневрировать. Хотя, с другой стороны, такая скорость позволила бы практически невозможное эффективное использование старых противотанковых средств, которые со времен „тонких геополитических игр СССР” расползлись по миру в несметном количестве. Возможно, перспективные программы создания „роботизированных водителей”, которыми тоже немало занималось та же DARPA, дали неожиданно хорошие результаты, и на помощь водителю придет умная электроника.
А в целом, все это свидетельствует о том, что в Пентагоне уже не очень верят в возможность полноценной войны гигантских бронированных армад в стиле Курской дуги. Или, по крайней мере, предполагают, что большинство силовых решений сложных геополитических вопросов будет происходить без „танковых клиньев”. А еще - надеются, что технологический прорыв позволит американской наземной армии на несколько лет, а может и десятков лет оторваться от преследователей, как это произошло в сфере „невидимой” авиации. Потому что геополитическая ситуация, несмотря на весь пацифизм действующего руководства США, навевает мысли о неприятной возможности наземных операций в достаточно близком будущем.