Список первоочередных задач для супердержавы

Основные задачи США в миреСаудовская Аравия уже привычно посетовала на планы Администрации Обамы по Ближнему Востоку. Европейцы никак не успокоятся из-за скандала с прослушиванием. Китай насмехается из паралича власти в Вашингтоне. Латинская Америка чувствует себя то забытой, то порабощенной.

Нелегкие времена настали для дипломатов США. Их страна немеет от страха перед падением, и от каждого нового конфликта чувствуют острую боль.

После пяти лет, поглощенных мировым финансовым кризисом (а кроме них еще десяти с лишним, потраченных на безуспешные войны), настроения в Соединенных Штатах не могут не быть мрачными. И все же огромные колеса американской властной машины крутятся. Армия не знает себе равных, и не будет знать (даже если финансирование уже не такое щедрое). Экономика выбирается из пропасти. Несмотря на Ирак, идеалы либеральной демократии и открытых рынков все еще не потеряли силы.

В геополитике США не имеют непосредственного конкурента, но свое господствующее положение надо все время утверждать. Одна опасность исходит, в частности, из политики Вашингтона, которая размывает авторитет государства в мире. Вторая - с перестановок в международной системе, которой Америка больше не нужна как защитник от советской агрессии; эта модель должна найти способ приспособиться к амбициям новых индустриальных государств, главным образом Китая.

Читайте также: Ослабленный Запад

Только страна, которая не была бы супердержавой, могла бы считать эти две угрозы концом для себя. Вполне прогнозируемо, что однополюсный мир после распада СССР не мог длиться вечно хотя бы потому, что это искушало Америку слишком полагаться на силу. Конечно, нет ничего приятного в возвращении к разочарованиям и падениям дипломатических будней, а если США отступят или скатятся до скандалов и дрязг, то это еще и опасно. Однако страна имеет одно огромное преимущество. Ее судьбу в первую очередь будет определять не кто иной, как она сама. Вот кое-что из того, что нужно сделать.

Для начала - определиться со стратегией. Во-первых, Администрации Обамы следует определить свои задачи. Бывший дипломат Фред Гоф, ныне работник Центра изучения Ближнего Востока имени Рафика Гарири при Атлантическом совете, говорит о «последовательном отсутствие» стратегических целей. Идея о том, что Обама занят разгребанием оставленных Бушем завалов, уже не выдерживает критики. Везде, где заметно отсутствие или робость Америки, возникает нежелательный вакуум. Когда США действуют, тогда что-то происходит.

Во-вторых, президент должен добиться, чтобы громкая риторика не оставалась только риторикой без стратегии, которая превращает слова в действие. Политика в Сирии провалилась, потому что лидер Соединенных Штатов все время якобы хотел одного, а делал другое. Призвал прогнать Башара Асада, но сидел сложа руки, пока тот и дальше уничтожал собственный народ. Говорил, что не потерпит применения химического оружия, но стерпел. После особенно жестокого химического удара Обама уже якобы готов был ввести войска в Сирию, но обратился за одобрением к Конгрессу, которого заранее понятно было, что не достанет. «Он больше мыслитель и, возможно, имеет видение стратегии для США, - говорит Карла Роббинс, журналистка и член Совета по международным отношениям, - но не высказывался об этом публично, поэтому остается разве что гадать, особенно после Сирии, говорил ли он это в Белом доме».

Читайте также: Промедление США по ситуации в Сирии воспринимается как проявление слабости

В-третьих, Америке следует начинать войны реже и осторожнее. Вместо этого она должна эффективнее использовать дипломатию. Бывший министр обороны Роберт Гейтс подчеркивает, что в США меньше дипломатов, чем музыкантов в военных оркестрах. Белый дом продолжает традицию Ричарда Никсона и относится к Государственному департаменту так, будто тот ни на что не способен. Потому основных политиков и советников не хватает. В то же время, по мнению работников Госдепа, Барак Обама мало стремится сблизиться с другими мировыми лидерами.

Дорожить друзьями. Америке следует использовать дополнительные дипломатические мощности, которые она получит, отказавшись от политики войны, и проводить несколько внешнеполитических курсов одновременно. Это потому, что каждый регион требует своего стиля дипломатии. Соединенным Штатам нужно не просто ходить, жуя жвачку, а еще и мочь посылать твит-сообщения и звонить друзьям.

Европа иногда казалась Вашингтону второстепенной, но Старый мир может значительно увеличить американскую мощь. Он богат и имеет сильные армии. Он способен помочь в случае проблем с Россией и Ближним Востоком. Он естественный союзник по все более важным трансграничным вопросам, касающихся преступности, болезней и изменения климата. Вместо того чтобы презирать европейских лидеров, Америка должна заниматься ими, трактуя восстановление экономики Европейского Союза и как свою стратегическую цель.

Латинская Америка - это упущенный шанс. Соединенные Штаты часто смотрят на своего южного соседа как на источник иммигрантов и кокаина, а не внешней политики, тогда как должны были бы попробовать быть с ним, но строже. Важнейшая в регионе - Бразилия, потенциально бесценный союзник, однако она просто так к Обамы не прибежит. Сначала тот должен преодолеть исторические подозрения, еще больше усиленые недавними обвинениями в шпионаже и настроениями Рабочей партии, которая сейчас при власти.

На Ближнем Востоке Арабская весна преподносит американскому президенту одну головную боль за другой. Старый автократический строй уже исчерпал себя, но на смену ему ничего не пришло. Много лет может пройти, пока появится арабская система демократического правительства, если это произойдет вообще. Обама явно сожалеет, что не может избавиться от всех этих хлопот, таких как нефть, Израиль, исламский терроризм и Иран - основные интересы США. «Мы не можем уйти оттуда, но и навести там порядок тоже», - такой вывод делает Аарон Дэвид Миллер, вице-президент Международного научного центра Вудро Вильсона в Вашингтоне. Ближний Восток стал кладбищем добрых намерений. «Достаточно уже этого», - говорит эксперт. Америка должна ставить здесь деловые, а не политические цели.

Соединенным Штатам нужно использовать переориентацию в сторону Азии для укрепления своей роли посредника и миротворца. Соперничество Китая с Японией или, скажем, Индией может стать источником нестабильности. Если бы такой конфликт обострился, то, возможно, начал бы вооружаться весь регион. Политолог Збигнев Бжезинский рекомендует Соединенным Штатам Америки способствовать сохранению мира и выполнять роль честного посредника в этой части земного шара.

Большого мастерства требуют отношения с Пекином. Опасность заключается в том, что через такой разворот КНР может почувствовать угрозу и весь регион успокоить не удастся. Две крупнейшие державы мира могут превратиться в недоброжелательных конкурентов, которые будут следовать до конфронтации. Чтобы не допустить катастрофы, Обаме следует признать все большие амбиции Китая, но не жертвовать основополагающими интересами Америки. Это не так легко, потому что критики будут пытаться выставить его слабаком. А тем временем Тайвань и Корейский полуостров похожи на бомбы не взорвались. Пекин и Вашингтон должны часто и откровенно советоваться, как их обезвредить.

Читайте также: Китай расширяет своё влияние в Азии

Эпоха холодной войны была тревожной. Над миром постоянно нависала угроза уничтожения. Но это оживило внешнюю политику: ставки в игре выше быть просто уже не могли, а дипломатические границы были более четкими, чем сегодня. Однако сразу после распада Советского Союза казалось, что первые из них подешевели, а вторых многовато. Америка возглавляла мир, но ее лидерам это задача, казалось, было не под силу.

Ради самих себя и ради мира в мире Соединенные Штаты должны найти те внешнеполитические традиции, которые так хорошо им служили. Это была великолепная смесь противоречий: идеализм, связанный прагматизмом; великодушие, которую сдерживала умела корысть; интернационализм, вызванный палкой национальной гордостью.

Вашингтонские политики должны полюбить ежедневный труд мирового лидера. Рутинная работа в международных отношениях не обязательно должна углублять противоречия между сторонами. По сравнению с войной дипломатия дешевле. Но большая политика, скажем, в отношении Ирана или Китая будет зависеть от того, сумеют ли Конгресс и Белый дом действовать совместно в решающий момент.

По материалам: The Economist

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки