Американские города и штаты должны обещать меньше, чтобы не получить финансовой катастрофы, пишет The Economist.
Когда три года назад у Греции начались финансовые трудности, проблема быстро распространилась на другие государства. Многие обозреватели были просто ошарашены. Как такая небольшая страна вызвала кризис в масштабах целого континента? Господствует стереотипное представление о греках как о народе, который всячески уклоняется от уплаты налогов и годами живёт в кредит. Португальцы, итальянцы и испанцы доказывали, что с их финансами все в принципе хорошо. Немцы спрашивали себя, а что им с того вообще. Но инфекция была сильной, и экономика Европы еще не выздоровела.
Читайте также: Закат американской империи: прогнозы и реальность
Кажется, Америка также не воспринимает идеи о том, что Детройт способен объявить себя банкротом. Многие думают, мол, Мотаун (прозвище этого города, от англ. Motor и town) - такой особый случай, другим здесь поучиться ничего. Когда-то этот четвертый по численности населения мегаполис США разбогател почти благодаря одной-единственной индустрии. Компании General Motors, Ford и Chrysler ранее здесь производили почти все автомобили, продаваемые в стране. Сейчас из-за конкуренции с иностранными марками, которые выпускают в штатах, свободных от действия закона о праве на труд, их продукция составляет менее половины общего. С 1950 года население Детройта уменьшилось на 60%. Количество убийств в 11 раз превышает среднее по стране. Бывший мэр сидит за решеткой. Среди опустевших, заросших бурьяном и кустарником кварталов разгуливают еноты. Долги, накопленные во времена расцвета, падшему городу сейчас оплатить просто не под силу.
К этому примеру следует присмотреться другим городам и штатам: не потому, что они в следующем году могут оказаться в таком же положении, а потому, что Детройт - это красный сигнал тревоги, который мигает на финансовой панели приборов Америки. Хотя некоторые из проблем характерные только для него, о главной беде этого не скажешь. Многие другие администраций штатов и городов по всей Америке нараздавали невыполнимых обещаний, связанных с пенсионным обеспечением и здравоохранением. На примере Детройта видим, что бывает, когда власть слишком долго откладывает реформы государственного сектора.
Читайте также: Как сланцевый газ изменил США?
Депрессивный район. Почти половина задолженности Детройта «выросла» из обещаний пенсионного и медицинского обеспечения рабочим после выхода на заслуженный отдых. Обычно американские штаты и города предлагают своим работникам пенсионные планы с фиксированными выплатами на основе стажа и зарплаты на момент прекращения трудовой деятельности. Эти расходы должны быть финансируемыми из специально выделенных фондов. По оценкам самих штатов, их пенсионные фонды обеспечены деньгами только на 73%. Это уже само по себе плохо, но почти все штаты применяют к своим долгам оптимистичную учетную ставку, из-за чего задолженность видится меньше, чем есть на самом деле. При трезвом подходе реальное соотношение ужасает, ведь речь о 48%. А во многих штатах ситуация намного хуже. Дырка в пенсионном фонде Иллинойса равна 241% его ежегодных налоговых поступлений, в Коннектикуте это 190%, в Кентукки - 141%, в Нью-Джерси - 137%.
По последним оценкам, в целом в пенсионных фондах штатов не хватает $2,7 трлн, или 17% ВВП. Это еще не дает полной картины катастрофы, потому что здесь не учтены данные с ненакопительных пенсий в городах и обещаний медицинского обслуживания разнообразным отставным чиновникам и государственным служащим. В случае Детройта счет за их больничные и льготы ($ 5,7 млрд) оказался даже большим, чем дефицит пенсионного бюджета ($ 3,5 млрд).
Кое-что из этого - неприятный побочный эффект приятной тенденции: американцы живут дольше, даже в Детройте, поэтому соблюдать обещания, данных пенсионерам, становится дороже. Но проблема имеет и политическую природу. Губернаторы и мэры давно предлагают жирные пенсии государственным служащим и бюджетникам, чем покупают голоса сегодня, хотя счета будут приходить следующему поколению налогоплательщиков. Кроме того, они допускают поразительных нарушений. Некоторые чиновники получают повышение или работают сверх нормы как раз накануне выхода на пенсию, поэтому последняя заработная плата позволяет обеспечить ее большой объем до конца жизни. Или их профсоюзы устанавливают индексационная доплаты намного выше уровня инфляции. Борцы за законность в штате Род-Айленд установили, что, например, шеф местной пожарной бригады после выхода на заслуженный отдых получал бы $ 800 тыс. ежегодно, если бы дожил до ста. Более 20 тыс. бывших госслужащих в Калифорнии имеют пенсии более $ 100 тыс.
Читайте также: Почему США не могут договориться с Европейским Союзом?
Давайте ваши денежки. Чтобы убрать авгиевы конюшни в местной власти и на уровне штатов, требуется время. В зависимости от места, обстоятельства сильно отличаются, но для начала хорошо бы отказаться от бухгалтерских махинаций. Только выяснив масштабы проблемы, политики смогут убедить избирателей в том, что нужно жертвовать.
Государственные служащие должны позже идти на отдых. Штаты должны ускорить переход к накопительным пенсионным схемам, где пенсия каждого зависит от собственных взносов (в частном секторе это норма). Уже имеющиеся льготы должны сохраниться, но будущие начисления следует урезать везде, где это разрешено законом. Чем раньше возьмешься за проблему, тем легче ее решишь. Небраска, где еще в 1967 году отказались от определения новым работникам пенсии по последней заработной плате, может похвастаться вполне благополучной картиной.
Но рано или поздно некоторые из этих проблем докатятся в Вашингтон. В Детройте недавно суд вынес решение о том, что федеральный закон о банкротстве отменяет действие закона штата, по которому уменьшение пенсий невозможно. Но этот вопрос будут поднимать снова, и он не будет решен, пока не дойдет до Верховного суда. Во многих подобных Детройту городах придется, очевидно, нарушать некоторые бывшие обещания - и это правильно. Учитывая размеры многих «черных дыр» властям штатов или федеральному правительству, возможно, придется оказывать им помощь. Налогоплательщики не должны страдать из-за некомпетентности местных властей или инвесторов, которым следовало бы знать о рисках. Но они должны помочь пенсионерам, оказавшимся в затруднительном положении не по своей вине. Некоторые муниципальные работники не имеют права на участие в федеральной системе социального обеспечения, они могут получать только те пенсии, которые им обещал работодатель (город или штат). Если обещаний не выполняют, должен быть какой-то резерв для гарантии, что люди не останутся по крайней мере без минимальной пенсии.
Когда их налоги поплывут в Детройт и другие депрессивные районы, американцы в «правильных» штатах и ??городах будут свирепствовать не хуже немцев, которые не хотят отдавать свои евро Южной Европе. Но правда в том, что весь государственный сектор США еще работает на дальние финансовые перспективы. Дядюшка Сэм предлагает целый ассортимент льгот, которые реально неоткуда выплачивать. Барак Обама вот-вот присоединится к Джорджу Бушу-младшему и станет еще одним президентом, который ничего с этим не делал. А республиканцы в Конгрессе полагают, что могут свести баланс без увеличения налогов. Правительство тратит на здравоохранение больше, чем некоторые богатые страны, и все еще не обеспечило всех граждан медицинским страхованием. Динамический частный сектор Америки тянет на своих плечах ветхозаветного Левиафана. Детройт - это просто симптом.