В США, штат Калифорния, на территории залива Сан-Франциско, уникальная игровая площадка меняет представление о том, кто и как может играть в общественных парках.
«Волшебный мост» (Magical Bridge Playground) доступен для детей и взрослых, независимо от уровня их физических, умственных или сенсорных способностей. Это одна из самых инновационных и инклюзивных детских площадок в США, и создана она была благодаря идее и усилиям американки украинского происхождения Леночки Стецив Виллареаль.
Главной особенностью площадки является то, что она была разработана не только с мыслью про детей, передвигающихся на инвалидных колясках, но и с учетом потребностей детей с аутизмом, сенсорными и когнитивными расстройствами, ограниченным зрением, а также с заботой про инвалидов взрослых и всех здоровых детей. Это действительно место, доступное для всех.
Как создавалась площадка
Площадка в городке Пало-Альто открыли для общественности два года назад. Этому событию предшествовало почти восемь лет исследований, дизайна и сбора средств. Реализация проекта обошлась почти в 4 миллиона долларов, и большинство из этих средств поступила из частных источников. Город тоже внесло свой вклад, выделив землю, работников и финансирования для архитектурных планов. Фонд Magical Bridge выполнял основную работу – проводил исследования, сотрудничала с экспертами, создал окончательный дизайн и обеспечил основное финансирование.
«Волшебный мост» строили с мыслью про индивидуальные физические и когнитивные потребности каждого ребенка. Площадка бесплатная, обслуживается городом и волонтерами фонда. Люди из окрестных городов приезжают сюда, чтобы провести время со своими детьми, потому что другого подобного места нет во всей округе.
Как появилась идея
Младшей дочке Стецив Виллареаль долго не могли поставить диагноз. Когда Эви исполнилось пять лет, врачи все еще не могли найти способа помочь девочке, но большинство соглашалось, что ей пойдет на пользу качание. Однако визит в парк принес маме очередное разочарование: Эва не имела достаточно силы в верхней части тела, и это не позволяло ей держаться за цепи качелей.
Вскоре Стецив Виллареаль выяснила, что родной город Пало-Альто не может обеспечить потребности ее дочери в игре. Женщина задавалась вопросом, где играют все остальные дети с ограниченными возможностями? После большой разъяснительной работы и исследований, она была поражена, обнаружив, что, несмотря на благие намерения Пало-Альто, ни один из его общественных парков (которых больше трех десятков) не был действительно доступным для детей с особыми потребностями.
Реальное состояние дел
Большинство площадок в США имеет слишком общий, универсальный дизайн. Они не учитывают потребности детей с аутизмом, сенсорными и когнитивными расстройствами, плохим зрением, не говоря о потребностях взрослых.
Закон, принятый в 1990 году (Americans with Disabilities Act, или ADA), требует, чтобы все общественные места были доступны для людей, использующих инвалидные коляски. Но учредители фонда выяснили, что лишь 10% инвалидов – это те, что используют тележки.
Поэтому площадка была разработана не только с мыслью о детей, передвигающихся на инвалидных колясках, но и о детях с аутизмом, сенсорными и когнитивными расстройствами, ограниченным зрением, а также с мнением о взрослых и всех здоровых детей. Название ему дала дочь Стецив Виллареаль.
Место, где все играют вместе как равные
На многих площадках, которые удовлетворяют требования ADA, на самом деле только общая территория является доступной для тех, кто передвигается на инвалидных колясках, а именно оснащение является стандартным. В «Волшебном мосту» на инвалидной коляске можно добраться практически в каждый уголок: на карусели, на сцену, в театр и даже двухэтажный игровой домик.
Для детей с аутизмом визит в парк может превратиться в испытание из-за разнообразия звуков и образов и постоянное движение вокруг, поэтому для таких детей на площадке созданы специальные зоны отдыха.
Одна из конструкций была специально спроектирована для «Волшебного моста», и разработчики сейчас ждут получение патента. Инновационная горка, поверхность которой сделана из валиков, имеет на конце что-то вроде скамейки – специально для тех, кому нужно немножко больше времени, чтобы сойти с горки. Создатели позаботились не только о том, чтобы ребенок добрался до вершины, но и чтобы при необходимости мог отдохнуть внизу и спокойно, без помехи для других, переместиться в тележку.
Вся площадка построен так, чтобы дети и взрослые имели множество возможностей для общения и совместной игры. Большинство оборудования доставлено из Европы. Использовано много тактильных поверхностей, а подписи сделаны шрифтом Брайля.
Движение за инклюзивные площадки в США
По словам основательницы и идейной вдохновительницы Лены Стецив Виллареаль, первая кампания сбора средств происходила медленными темпами – было трудно объяснить потенциальным спонсорам, что именно они пытаются построить. Но когда площадка наконец была возведена и открыта для общественности, и каждый смог воочию увидеть идею, воплощенную в жизнь, и понять ее значение, это повлекло за собой целое движение. На адрес фонда постоянно поступают запросы со всего мира по поддержке в создании аналогичных проектов в других общинах.
Фонд считает своей миссией распространение идеи инклюзивности и и построения действительно инновационных и инклюзивных площадок. Недавно было принято решение построить еще 5 таких парков в окрестных городах, чтобы уменьшить нагрузку на площадку в Пало-Альто. Правительство выделило 10 миллионов долларов на эти проекты.
«Я никогда не думала, что моя маленькая идея площадки может вдохновить все это! – делится Стецив Виллареаль. – Моя сладкая Ева начала делать очень очаровательные движения. Мы не можем изменить мир, или национальную политику, но мы способны сделать свой уголок мира добрее».