Первый официальный визит Государственного секретаря США Рекса Тиллерсона в Москву происходит на фоне взаимоисключающих оценок событий в Сирии, которые звучат в США и в России.
Накануне Тиллерсон почти в ультимативной форме призвал Россию отказаться от поддержки сирийского президента Башара Асада, которого Запад обвиняет в преступлениях, в частности в применении химического оружия против гражданского населения в шестилетней гражданской войне.
Тиллерсон заявил, что Россия “не выполнила своего обязательства” 2013 года уничтожить химические арсеналы Асада и поэтому несет ответственность за смерть гражданских от ядовитого газа.
Тем временем из Москвы звучат заверения, что Россия поддерживает Асада, а также отрицание самого факта применения сирийским режимом химического оружия.
Президент Путин заявил об “отсутствии доказательств” и призвал провести расследование под эгидой ООН, и в то же время предположил, что “злые силы планируют подложить какие-то вещества и обвинить сирийские власти в их использовании”.
Комментаторы отмечают, что Рекс Тиллерсон может надеяться на определенные договоренности, в частности, в вопросах взаимного предупреждения о военные действия в Сирии во избежание случайных столкновений американских сил с российскими.
Накануне министры иностранных дел “Большой семерки” на встрече в Италии решили не вводить в отношении Москвы новые санкции за российскую поддержку Асада.
Украинский вопрос
Украину назвали одной из тем переговоров Рекса Тиллерсона в Москве, и администрация Петра Порошенко сообщила о телефонном разговоре украинского президента с американским дежсекретарем на эту тему во вторник. По словам президента Порошенко, госсекретарь заверил его, что Вашингтон не будет договариваться о Сирии за счет уступок Москве.
Но в тот же день министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро сказал, что коллеги Тиллерсона на переговорах G7 в Италии были обескуражены вопросом американского государственного секретаря: “почему американские налогоплательщики должны заниматься Украиной”?
Французский министр сказал журналистам, что он доказывал коллеге, что США должны быть заинтересованы в прочности и безопасности Европы.
Спикер Государственного департамента, комментируя высказывания Тиллерсона, сказал, что это был “риторический инструмент”.
Но агентство Bloomberg пишет, что провокационная ремарка свидетельствует, что Рекс Тиллерсон, бывший директор нефтяной компании Exxon Mobil, “еще употребляется в мире дипломатии, где даже беглые высказывания имеют глубокий смысл”.
Комментаторы считают, что открытый Тиллерсоном вопрос напомнит европейским чиновникам прежние заявления новоизбранного президента Дональда Трампа о намерении ослабить санкции в отношении России и фактически позволить Москве вернуть под свое влияние постсоветское пространство.
Сам Рекс Тиллерсон заявил на прошлой неделе в интервью каналу АВС, что в позиции Вашингтона “в статусе ситуации Украины, Крыма нет изменений. И те санкции будут оставаться до времен, когда вопросы будут решены”.