Рост напряженности в американо-российских отношениях со времени аннексии Крыма побудило некоторых аналитиков и политиков начать говорить о начале новой «холодной войны». Об этом можно было услышать как от Верховного командующего союзнических войск НАТО в Европе Кертис Скаппаротти, так и премьер-министра России Дмитрия Медведева. Они указывали на такие явления, как усиленное присутствие американскьих ВМС в Балтийском море, и размещение американских войск в Восточной Европе и частые совместные военные учения.
Однако, по мнению бывшего проект-менеджера Агентства по международному развитию США (USAID), ответственного за проекты на территории Советского Союза Джоша Коэна, нынешнее состояние не имеет нескольких характерных для «холодной войны» элементов – прежде всего, идеологического. В соревновании между США и Россией нет компонента борьбы капитализма против коммунизма. То, что Россия может предложить, есть свой «капитализм», который раскормлен коррупцией и контролируемый олигархами во всех важных участках, которые вряд ли могут предложить Западу лучшую альтернативу.
Это соревнование отнюдь не имеет глобального характера, который существовал во время первой «холодной войны». Правда, Россия вернулась на Ближний Восток, располагая в Сирии свои военные части, однако теперь соревнование сосредотачивается в основном на европейском континенте, – пишет Джош Коэн.
Сравнение экономик США и России выходит совсем в ущерб последней. Экономика России находится в глубокой рецессии. Согласно предсказаниям, текущая тенденция упадка и стагнации будет продолжаться несколько лет. Причиной такого состояния является то, что российская экономика основана, главным образом, на экспорте сырья – нефти и газа. Американская экономика – наоборот, несмотря на проблемы, которые она переживает, наиболее инновационная и развитая в мире.
Военное преимущество США
Еще большую разницу между Россией и США автор видит в военной отрасли. Во время «холодной войны» страны Варшавского договора могли поставить 173 военные дивизии против сил НАТО. Их арсенал в три раза преобладал над Западом относительно количества танков, противотанкового оружия и артиллерии, вдвое превосходил по бронетранспортерая, не говоря уже о самолетах. Сейчас сравнение сил однозначно выходит на пользу США, которые тратят на оборону примерно в десять раз большие средства. Если бы даже Россия и имела некоторые успехи в начальном этапе агрессии, теперь она занимает лишь часть того, что имела во времена «холодной войны».
Воинственная риторика Москвы и ее безответственное поведение в районе Балтийского и Черного морей требует установления определенных шагов относительно отношений между силами обеих сторон, чтобы не дошло до просчета и случайных столкновений. Это также требует от США не позволить России внести раздор между союзниками по НАТО. Соединенные Штаты – пишет Джош Коэн – должны ясно дать понять словами и действиями, что намерены соблюсти статью 5 - обязательства защищать Балтию в случае угрозы.
Немалая часть внимания уделена также Украине. Автор подчеркивает, что Запад должен выступить против «гибридной войны», к которой прибегла Россия против Украины, включая с поддерживаемыми ею действиями в Восточной Украине, распространением в СМИ ложных утверждений, что Майдан был «неонацистским переворотом», поддержкой местных боевиков и проникновением в украинскую разведку. Запад должен реагировать на пропаганду российских СМИ и усилить меры своей контр-разведки и контролировать потоки грязных денег в западных финансовых учреждениях.
Коэн подчеркивает,что Запад должен сохранять санкции против Москвы до времени, когда она полностью выполнит положения Минских соглашений, прекратит вмешательство на Донбассе и полностью выведет свои войска из Украины, а Украина получит контроль над своими границами. «Мессидж должен быть очевиден – не может быть нормальных отношений с Москвой до тех пор, пока она не закончит развязанную гибридную войну против Украины, – пишет Джош Коэн в комментарии, размещенном на сайте информационного агентства Reuters.