Как тревога за Россию влияет на повседневную жизнь и политику в Эстонии.
Жителям эстонского города Нарва на границе с Россией уже надоело слышать, что он станет следующим. «Здесь просто не может быть второго Крыму», - говорит Владислав Понятовский, местный профсоюзный лидер. Этнический русский, он помогал проводить «референдум» об автономии Нарвы в 1993 году. А теперь об этом не хочет и думать. Нынешняя Эстония предлагает высокий уровень жизни, членство в НАТО и Европейском Союзе. Никто в Нарве не стремится попасть в Ивангород - российский город на другом берегу реки.
Запад боится, что Кремль начнет испытывать Альянс, создавая проблемы в странах Балтии. Британский министр обороны Майкл Фэллон уже говорит о «реальной опасности». Россия нарушает воздушное пространство этих государств и препятствует движению судов Балтийским морем. Прошлой осенью агенты РФ пересекли границу и похитили работника эстонской разведки. Командующий силами обороны Эстонии Рихо Террас называет эту новую среду «не просто непогодой, а изменением климата».
Как член НАТО, имеющая сухопутную границу с Россией, Эстония должна готовиться к нападению. Ей активно содействует в этом Альянс, проводя операцию «Атлантическая решительность»; к каждой из трех государств Балтии, а также Польши, командировано по 150 американских военных. Усилено патрулирование воздушного пространства в регионе. Создаются силы быстрого реагирования.
Читайте также: Послевыборная Европа. Кого больше: друзей или врагов?
Вопрос национальной безопасности доминировал и на парламентских выборах, состоявшихся в Эстонии 1 марта. На них правящая Партия реформ победила свою прокремлевскую соперницу - Центристскую партию, которая поддерживает тесные связи с путинской «Единой Россией» и опирается на этнических русских, которые составляют четверть населения Эстонии. ЦБ заняла второе место. Премьер Эстонии Таави Рийвас исключил возможность сотрудничества с ней и будет формировать коалицию с нынешними партнерами - социал-демократами и еще одной политсилой.
Эстония пытается интегрировать большую группу своего русскоязычного населения, часть которого все еще не имеет гражданства (обычно условием его получения является знание эстонского языка), с 1991 года. Интегрированные россияне живут в стране хорошо, а вот остальные зарабатывают меньше, и уровень безработицы среди них выше, чем в среднем. Центристская партия руководит в Таллинне, но ее политическая изоляция на общегосударственном уровне лишь подчеркивает отчужденность.
И больше всего разделяют эстонцев и русских их СМИ. Русскоязычные в основном черпают новости через государственные каналы информации РФ. Исследователи программы Sinu Riigi Kaitse, которые изучают положение молодых этнических русских в Эстонии, отмечают резкое ухудшение их отношение к США и НАТО. Эстонское правительство планирует осенью запустить русскоязычный канал. Но, по словам корреспондента еженедельника Viru Prospekt Романа Викулова, проблема не в нехватке альтернативных источников, а в том, что «местные русские не доверяют эстонским властям».
Читайте также: НАТО вспоминает забытые рефлексы
Многие эстонцы отвечают им взаимностью. Раны советской оккупации в них еще не зажили. И «антироссийская атмосфера способствует отчуждению, но это факт жизни», - говорит президент Эстонии Тоомас Гендрик Ильвес. И все-таки эстонские политики пытаются достучаться до своих соотечественников-россиян. Рожденные в Эстонии теперь могут приобрести гражданство независимо от статуса родителей. В прошлом году правительство Рийваса впервые с советских времен назначило этнического россиянина министром. Посольство США особое внимание уделяет Нарве: расширяет культурное влияние, а прошлым летом организовало там курсы русского языка для группы американских кадетов.
Ситуация кристаллизуется на складе возле Таллинна, где волонтерская группа «Добросвет» собирает гуманитарную помощь для гражданского населения в оккупированных «повстанцами» районах Восточной Украины. Ящики с продуктами и одеждой, сложенные в высокие стопки, отправят больницам, школам и селам Донбасса в зоне АТО. Эти посылки будут передавать через Россию с помощью придворного кремлевской группировки байкеров «Ночные волки». Но даже эти активисты называют своим домом Эстонию. Русские в Эстонии «уже имеют другой менталитет», - говорит Элина Есакова, руководитель «Добросвета». Ее сын будет служить в эстонской армии.