Российская экономика ближе к кризису, чем кажется Западу и Владимиру Путину
Владимиру Путину хватает проблем, и многие из них он создал себе сам. На Востоке Украины продолжается кровопролитие, тогда как он подбрасывает хвороста в огонь. Отношения со странами Запада напряжены, а теперь от него отворачивается даже Германия. На границах России - исламистское сопротивление, а в самой стране растет недовольство и все больше становится тех, кто сомневается в разумности политики своего лидера в отношении Украины. Но есть одна проблем, что может все это превзойти: ослабленная российская экономика имеет все шансы скатиться в кризис до дефолта, The Economist.
Некоторые из экономических недугов РФ известны всем. Ее нефтезависимая экономика росла бешеными темпами, потому дорожали энергоресурсы. А теперь, когда цена нефти упала от почти $110 за баррель в первой половине года до менее чем $80 сейчас, России больно. Энергоносители превышают две трети ее экспорта. Рубль за три месяца упал на 23%. Санкции Запада тоже подействовали, потому что западные банкиры ограничили операции не только с друзьями Путина, но и со значительно более широким кругом российского бизнеса. Если смотреть шире, Россию разъели года клептократии. Большую часть богатства страны поделены между друзьями Путина.
Читайте также: Дефолт России уже скоро: стоимость нефти на биржах может упасть ниже 40 долл. за баррель
Все ожидают дальнейшей стагнации экономики РФ, но все-таки принято считать, что Путин достаточно силен, чтобы выстоять. Благодаря падению рубля некоторые экспортные отрасли, как сельское хозяйство, нарастили конкурентоспособность. В сочетании с российскими санкциями, которые блокируют импорт в ответ на западные, такой экспорт пока что выходит на положительное сальдо. По официальным данным, Россия имеет золотовалютные запасы на уровне около $370 млрд. Кроме того, надо учесть выносливость россиян, которые склонны винить в нынешних бедах иностранцев, и доминирующее в Москве мнение, что Путину остается время для маневров - плюс-минус два года.
На самом деле кризис может наступить значительно быстрее. Опоры, на которых стоит Россия, слабее, чем кажутся на первый взгляд, и взорвать их могут очередное падение цен на нефть, хаотичная реструктуризация долгов российских компаний или новые санкции от Запада. Когда экономика неустойчива, международная финансовая система часто только катализирует проблемы, доводя ее до предела быстрее, чем надеются политики или инвесторы.
Талант не пропьешь. Самая актуальная проблема для России - цены на нефть. Путин уверен, что они поднимутся до прежнего уровня. Но предложение черного золота, похоже, растет, потому что страны ОПЕК пытаются удержать свою долю рынка за счет ее увеличения. Американские государственные агентства прогнозируют, что в 2015 году нефть будет стоить в среднем $83 за баррель, что значительно ниже $90, необходимых, чтобы в России не началась рецессия (и для сбалансированного бюджета). Если упадет мировой спрос (в Японии, например, от момента появления последней серии прогнозов началась рецессия), цены на нефть будут опускаться и дальше. Тогда инвесторы срочно пересмотрят перспективы России.
Читайте также: Корпоративный долг России достиг рекордной отметки в 1 трлн долларов
Следующий вызов - выплата кредитов. Сейчас внешний долг российских компаний превышает $900 млрд. $130 млрд нужно погасить до конца 2015-го. Все это в то время, когда западные банки хотят минимизировать риски от контактов с РФ. Нефтяной гигант «Роснефть» недавно попросил у Кремля заем на $44 млрд. Путин пока сопротивляется, но не может позволить компании с 70% государственного капитала и 160 тыс. рабочих мест обанкротиться. Кроме того, увеличивается очередь российских предприятий, которые не могут выплатить долговые обязательства. Объемы проблемных кредитов начали расти еще до того, как центробанк поднял ключевую ставку до 9,5% на защиту рубля. Тем временем финучреждения РФ зависят от него в плане капитала, которым должны пополнять средства, которые вкладчики по понятным причинам забирают и конвертируют в доллары.
Многое из этого придется оплачивать правительству, поэтому резервы имеют для него жизненный вес. Тем временем они испаряются: безуспешные попытки поддержать рубль за последний год обошлись в $100 млрд из этих запасов. Еще важно присмотреться к хитрой бухгалтерии российских резервов. С $370 млрд резервов (по официальной статистике) более $170 млрд находится в двух фондах национального благосостояния страны. Некоторые из этих активов сомнительного качества, в частности различные доли в государственных банках и ссуда, выданная Украине, которую стремительно нивелирует собственно агрессия Путина. Один из этих фондов предназначенный для выплат пенсий. На самом деле российское правительство имеет, возможно, $270 млрд в твердой валюте, что доступны и могут быть использованы без серьезного урезания расходов где-либо; это меньше, чем нужно для погашения внешних долговых обязательств в течение следующих двух лет.
Все это не предвещает России ничего хорошего, но мародерская политика Путина может ускорить ухудшение. Ведь он вторгался и в другие страны и лгал об этом. Если он зайдет дальше в Украину, на него ждут более суровые санкции западных государств. Некоторые из них, как, например, отключение банков РФ от международной системы платежей SWIFT, могут вообще остановить российскую торговлю. Частичная блокада экспорта нефти из РФ способна завалить ее экономику, как когда-иранскую. А что больше проблем будет возникать у Путина, тем активнее он, вероятно, будет разыгрывать карту национализма, и это означает усиление набегов на другие земли, а в ответ - еще больше санкций.
Привет Рио из России
Наибольшая экономический кризис России за новейшую историю - в 1998 году - привела к дефолту. На этот раз, вероятно, будет череда банкротств банков, дефолтов корпоративных долгов, а также глубокая рецессия. Даже в этом случае ущерб стремительно распространится и за рубежом: как на страны, которые торгуют с Россией (экспорт туда из Беларуси и государств Балтии составляет 5% их ВВП), так и на финансовые рынки. Под риски подпадают банки в Австрии и Швеции. А когда компании одной сырьевой страны, что имеет неэффективное управление, станут в состоянии рассчитываться по долговым обязательствам, взятым в долларах, то инвесторы начнут бояться и за другие, например бразильские.
Если российская экономика вплотную подойдет к коллапсу, на Западе непременно послышатся призывы ослабить санкции. На этой неделе Путин отметил, что от торговли с его страной зависят 300 тыс. рабочих мест в Германии. Но Ангела Меркель не уступила, и правильно. Действия имеют последствия, и лидеру Кремля наконец-то придется это усвоить. То же с экономикой. Если бы Путин больше времени посвящал ее укреплению, а не обогащению собственных друзей, сейчас он не был бы такой впечатлительный.