Иран окончательно уступает место изгоя России

Россия вместо Ирана станет международным изгоемУничтожение Ираном своих запасов высокообогащенного урана безоговорочно свидетельствует о том, что Тегеран всерьез задумался о выходе из международной изоляции и преобразования на специфическую „нефтегазовую теократию”. И момент для этого выбран, кажется, оптимальный.

Завершения процесса ликвидации высокообогащенного (до 20%) гексафторида урана и переработка его в пригодный для изготовления ядерного топлива оксид означает, что иранское правительство потеряло возможность быстро - в течение года - создать ядерную бомбу. При том уже и часть оксида урана была заложена на переработку в конвенциональное ядерное топливо.

При том Тегеран уже получил и свою „конфету за хорошее поведение” - в виде разморозки 3 миллиардов долларов на зарубежных счетах. Кстати, счета (в замороженном пока виде) Ирана поражают - на них размещено более 100 миллиардов.

Конечно, до всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе еще далеко - и решение продлить переговоры еще на 4 месяца это подтверждает. Стороны деловито и энергично торгуются на предмет того, что следует сделать сначала - с почестями похоронить ядерную программу Ирана или снять санкции раз и навсегда. Иран хочет полного снятия санкций вместе с решением о закрытии программы, Запад предлагает временное снятие санкций параллельно с решением о прекращении и полное снятие - после его реализации. Спор о том, что будет сначала - „стулья” или „деньги”, кажется, таки продлится до ноября.

Читайте также: О чем Европа и США договорились с Ираном?

Дополнительные трудности правительство Хасана Роухани чувствует не только от жестких западных переговорщиков, но и от внутреннего давления. Сторонники изоляционной внешней политике Ирана, не без денег России, активизировали PR кампанию под лозунгом "Мы обеспокоены" с целью вернуть Иран к политике, которая проводилась эксцентричным экс-президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Они считают, что чрезмерное „прогибание” перед Западом является предательством национальных интересов Ирана - не уточняя, однако, как именно поможет этим интересам продолжение „курса на бомбу”.

При том нет сомнения, что правительство Ирана рассчитывает на этот раз договориться с Западом. В пользу этого говорят гигантские (как по сегодняшним иранским меркам) инвестиции в разработку Южного Парса - крупного морского газового месторождения. Десять дней назад иранское руководство сообщило о намерении вложить в разработку месторождения около четырех миллиардов долларов. Месторождение Южный Парс расположено в акватории Персидского Залива в иранских и катарских территориальных водах. По оценкам экспертов, количество газа в этом месторождении превышает 14 триллионов кубометров, а газоконденсата - 18 миллионов баррелей, что таким образом составляет около 8% от общего объема мировых запасов летучих углеводородов. Разрабатывать шельф при условии сегодняшнего уровня экспорта в Иран нет никакого резона - разработанные месторождения могли бы еще долго давать достаточное количество газа. Вполне логичным в этой ситуации выглядит предположение, что Иран готовится резко увеличить добычу и масштабно выйти на мировой рынок - что представляется возможным только при условии отмены санкций.

Активизировалось и строительство газопровода из Ирана в Пакистан и Индию, замороженное в 2008 году из-за ужесточения режима санкций против Ирана. Поскольку перспективы нормализации ситуации в Ираке становятся все более призрачными, интерес Индии к иранскому газу и нефти продолжает расти.

Активизировались работы и по строительству газопровода Иран-Турция-Греция, который бы позволил Ирану эффективно выйти и на европейский рынок. Именно такое развитие событий - получение Южной Европой альтернативного и практически неограниченного источника газа может стать последним гвоздем в гробу многострадального „Южного потока”.

Читайте также: Будущее "Южного потока": вопросов больше, чем ответов

Международные санкции против Ирана, по большому счету, дали свой эффект - Тегеран если и не отказался полностью от ядерных амбиций, то отложил их в долгий-долгий ящик. И дальнейшие жесткие санкции только озлобляют жителей Ирана, и вызывают дальнейшие убытки мировой экономике. В частности, базирующийся в Вашингтоне Национальный ирано-американский совет посчитал убытки американской экономики от санкций против Ирана. За 18 лет вышло немало - более 17 миллиардов недополученной прибыли. В случае с Европейским Союзом цифра, очевидно, не меньше.

Зато на данный момент значительную прибыль от санкций против Ирана получает одна-единственная страна. Страна, которая стремится стать единственным поставщиком газа в Южную Европу. Она называется Россия, и ее теперь не слишком любят. Ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне. Поэтому судьба санкций против Ирана, кажется, решена.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки