Турция может столкнуться с Армией США в Сирии

Военная операция Турции в Сирии усугубляет уже и без того хаотическую войну, а также создает конфликт с США, пишет The Economist.

20 января 72 турецкие истребители бомбили курдский анклав Африн в Юго-Западной Сирии. На границах скопились многотысячные турецкие отряды. К ним присоединились автобусы с сирийскими повстанцами — союзниками Турции в борьбе с режимом Башара Асада. Так Турция открыла новый фронт в сирийской войне, а также в собственном конфликте с курдскими повстанцами, эхо которого докатывается до Вашингтона, Москвы и Стамбула.

В результате этой операции вторая крупнейшая армия НАТО наступает на курдские боевые формирования, которые называют себя Отрядами народной обороны. Турция заявляет, что это крыло ее врагов, Рабочей партии Курдистана (РПК). Сепаратистская РПК более 30 лет противостоит турецким службам безопасности. Отряды народной обороны прежде всего известны как сила, которая борется против «ИД» в Сирии. Благодаря поддержке американцев курды одержали преимущество над джихадистами и взяли под контроль большие территории на севере Сирии. Когда США заявили о намерении создать преимущественно из Отрядов боевиков 30-тысячный пограничный контингент на северо-востоке страны, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пообещал «уничтожить» формирование в зародыше.

Свою атаку турки назвали операцией «Оливковая ветвь». Судя по всему, военное вмешательство получило широкую поддержку в Турции. В СМИ начался националистический ажиотаж — нечто подобное случилось и после мятежа в Турции 2016-го. Из четырех основных партий в парламенте решение об атаке не поддержала только одна прокурдская сила (ее лидеры провели за решеткой больше чем год). Эрдоган утверждает, что ободренные поддержкой Отряды народной самообороны планируют использовать сирийские границы так же, как РПК горы Северного Ирака, — как плацдарм для атак против Турции. Большинство турок, кажется, с ним согласны. С несогласными у Эрдогана свои методы борьбы. Он пообещал «раздавить любого, кто препятствует национальной борьбе», и предостерег, что полиция будет «дышать в затылок» тем, кто выйдет на протесты. Десятки людей, в частности по меньшей мере пять журналистов, задержаны за критические к операции посты в социальных сетях. На севере Кипра турецкие националисты устроили разгром в офисе местной газеты, которая сравнила «Оливковую ветвь» с вторжением Турции на остров в 1974 году (незаконной оккупацией).

Пока неизвестно, каковы границы и цель операции. Глава генштаба турецких вооруженных сил Хулуси Акар заявил, что турки будут действовать, «пока не уничтожат каждого террориста». Некоторые высокопоставленные чиновники сравнили нынешнюю атаку с операцией 2016-го, когда Турция отвоевала у «ИГИЛ» 100 км сирийской территории на запад от реки Евфрат. Джихадисты практически не оказывали сопротивления, а местное арабское и туркоманское население встречало турок как освободителей. Войска последних и сирийские повстанцы до сих пор контролируют эту территорию. «Мы надеемся, что в Африне достигнем такого же результата», — говорит вице-премьер-министр Турции Бекир Боздаг.

Однако в Африне турков ждет серьезная борьба. Там находится около 10 тыс. закаленных в бою воинов Отрядов. Почти все местные курды (они составляют большинство 600-тысячного населения анклава) настроены против турок и их сирийских союзников. Отряды народной обороны перекрыли дороги на выезд из города, а режим Асада разворачивает тех, кому удается уехать. По данным Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, что работает из Великобритании, в течение первых пяти дней операции погибли по меньшей мере 28 гражданских, 42 курдские солдата и 48 сирийских повстанцев. Власти в Анкаре подтвердили гибель трех турецких солдат и заявила, что турки расправились с 268 боевиками. Через ракеты, которые, похоже, выпустили Отряды народной обороны, погибло трое людей в турецких городах Килис и Рейханли.

США оказались между двумя сторонами конфликта и от них поступают неоднозначные посылы. Пентагон надеется дальше использовать курдов как бастион против исламистских боевиков в Сирии. Однако Белый дом заявил, что уже не планирует создавать пограничный отряд во главе с курдами, и отрицал наличие тесных отношений США с ними. В целом американские чиновники не склонны критиковать Турцию, но 25 января Дональд Трамп выразил в телефонном разговоре с Эрдоганом беспокойство относительно военных действий в Африне. По крайней мере так информирует Белый дом. По сообщениям турецкого источника, об этом речь не шла.

Пока США теряют влияние в Сирии, пробелы заполняет Россия. Она наладила отношения с Турцией после кризиса 2015-го года. И, очевидно, дала зеленый свет на операцию в Африне (РФ только и ждет возможности рассорить американцев с союзниками). Турция может закрывать глаза на то, что русские и сирийские силы расправляются с повстанцами в Идлибе, что якобы являются союзниками Турции в борьбе против режима Асада. Некоторые думают, что россияне впоследствии отвернутся от Турции и договорятся с курдами, обеспечив Асаду контроль над Африном. Сейчас вопрос в том, планируют ли турки нанести удар другим оплотам Отрядов народной обороны. В Сирии находится около 2 тыс. американских военных — в основном на контролируемых курдами северо-восточных территориях. Если турецкие отряды начнут обстреливать боевиков Отрядов в тех местностях, американским солдатам придется стрелять в ответ. Поэтому возникает угроза столкновения между двумя странами — членами НАТО.

Тем временем, сообщается что ВВС США нанесли мощный удар по группировке российских ихтамнетов. Потери исчисляются несколькими сотнями.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки