Многие из нас думают, что они самые трудолюбивые, всех умнее или просто лучше ездят на машине, чем все остальные. Мы также склонны считать себя морально лучше. Согласно исследованию 2014 г., даже осужденные преступники думают, что являются морально выше, причем не своих сокамерников, а за людей на воле, пишет Майкл Скапинкер для The Financial Times.
В этом исследовании заключенных одной из тюрем на юге Англии попросили оценить себя и других людей с такими качествами, как: нравственность, доброта, честность, самоконтроль и законопослушность. Осужденные, которые отбывали наказание за насилие, грабеж, торговлю наркотиками и разбой, в целом считали себя более моральными чем простые люди. Только одной чертой – законопослушностью – они признали, что «такие, как все».
А новое исследование, опубликованное в журнале Social Psychological and Personality Science Journal, показало, что люди (в этот раз уже не заключенные тюрем, а обычные граждане) вообще склонны считать себя больше справедливыми и честными, чем большинство. Отсюда вытекает интересный вопрос: а может ли чувство морального превосходства на самом деле побудить людей вести себя аморально?
Как утверждают авторы последнего исследования — психологи Бен Теппин и Райан МакКей из Королевского колледжа Гэллоуэй при Лондонском университете, — существуют несколько ответов на этот вопрос. Один заключается в том, что люди, которые убеждены в своей моральной правоте, могут вести себя нечестно, поскольку, как и заключенные из первого исследования, в глубине души верят, что являются хорошими людьми, несмотря ни на что. Однако с другой исследования следует, что люди, которые верят, что они честны, склонны глубже оценивать соответствие своего поведения, убеждением и действительно ведут себя честно.
Теппин и МаКей оставили проверку этих гипотез на будущее. Мне, однако, не дает покоя первая гипотеза. Ведь она, по моему мнению, проливает свет на такой парадокс: почему компании, которые верят, что являются морально безупречными, на самом деле склонны делать аморальные вещи?
Примерами таких компаний являются банки HSBC и Wells Fargo, которые оба попали в беду. HSBC в прошлом году признался, что испытывает стыд за скандал с уклонением от уплаты налогов одной из его швейцарских филиалов. Скандал был особенно громким из-за того, что его бывший директор Стивен Грин является автором книги «Добрые ценности: размышления о деньгах, нравственность и неуверенный мир».
Wells Fargo, в свою очередь, признали, что старались достичь целей продаж, манипулируя счетами своих клиентов без их ведома. По словам Уоррена Баффета, главы холдинговой компании Berkshire Hathaway, которая является крупнейшим акционером Wells Fargo, это «замечательный банк, который сделал ужасную ошибку». Причины недостойных поступков HSBC и Wells Fargo можно рационально объяснить: HSBC заявил, что неправильно интегрировал свой швейцарский банк, а в случае Wells Fargo, видимо, произошла классическая ситуация, когда поведение работников деформируют финансовые стимулы.
Впрочем, меня интересует прежде всего установка «лучше, чем все» из исследований, которые я процитировал вверху. Может ли иллюзия морального превосходства касаться организаций так же как индивидов? И могут ли компании, которые верят в то, что имеют такое большое моральное преимущество, думать, что случайная аморальное действие не играет для них существенной роли? Исследователи из Королевского колледжа Гэллоуэй недавно провели эксперименты, в которых исследовали именно эти вопросы, и теперь готовятся опубликовать их результаты. Они установили, что политические группы, которые чувствуют свое моральное превосходство, склонны оправдывать агрессивное поведение в отношении своих оппонентов (в эксперименте это означало отмену для них права на денежное вознаграждение).
«Такой же сценарий возникает и в соревновательно-организационной среде. Насколько работники компании чувствуют себя морально выше другие организации, настолько они склонны оправдывать нечто аморальное поведение относительно них, например конкурентное преимущество своей организации,. – говорят Бен Теппин и Райан МакКей. – Поведение, которое позволяет их компании достичь своих целей, они могут воспринимать как морально оправданную или даже этическую».
Случаи банков HSBC и Wells Fargo доказывают, что иллюзия морального превосходства на самом деле является опасной. В компании, которая уверена, что является олицетворением этических добродетелей, может развиться слепота в своих промахах. Она может начать думать, что является инструментом добра в мире, поэтому все, что позволяет ей добиваться своих целей, также является хорошим.
Когда же случается так, что внешние наблюдатели или регуляторы доказывают обратное, то ее работники и сторонники делают вывод, что это лишь редкое отклонение от добра. Возможно, оно и действительно так, однако вред от таких поступков может быть масштабным и длительным. Поддержка репутации компании является ежедневной кропотливой задачей для ее работников, независимо от того, каким бы олицетворением моральных добродетелей они себя не считали.