Почему человечество сейчас живет как никогда хорошо

Миф о золотом веке, о том, что вчера было лучше, чем сегодня, является таким же старым, как и само человечество и существует во всех цивилизациях.

Человечество в целом никогда не жило так хорошо, как сейчас. И хоть это можно доказать, мы, сочиняя это, подвергаем себя не лавину упреков. Опрос общественного мнения, в частности на Западе, отражают общий пессимизм: большинство считает, что раньше все было лучше и сейчас все ухудшается, а это неправда. В только что опубликованной на английском языке труде («Progress», Oneworld Publications) шведский экономист Иоганн Норберг предлагает синтез прогресса, который объективно оценивается по десяти критериям: голод, гигиена, ожидаемая продолжительность жизни, бедность, насилие, окружающая среда, образование, свобода, равенство и детский труд. Все показатели являются положительными, с тех пор как в конце XVIII века в Великобритании начался материальный прогресс. Раньше прогресса не было совсем. А когда он начался, то не переставал ускоряться. Если мы сосредоточимся на наиболее ощутимых темах, которые хуже воспринимаются, такие как голод и окружающая среда, то контраст между господствующей риторикой и действительностью поражает.

Читайте также: Гиг экономика и алгоритмический менеджмент вызывают недовольство работников

Голод, который был «нормальным» состоянием человечества от доисторических времен вплоть до 1950-х годов, исчез, за исключением зон конфликта; остаются средоточие недоедания в Индии, Африке к югу от Сахары и на западе Китая, и они уменьшаются. Планета уже прилично кормит 7,5 млрд. жителей, используя постоянные обрабатываемые площади, которые даже сокращаются, в то время когда в 1950 г. вдвое меньшее население не могло прокормиться. Все катастрофические гипотезы оказались ошибочными благодаря нововведениям в полеводстве, зеленой революции и особенно ГМО.

Другим очевидным противоречием между восприятием и реальностью является окружающая среда. Кое-кто помнит, что пятьдесят лет назад воздух в крупных европейских городах, как Лондон или Париж, было таким же непригодным для дыхания, каким является сейчас в Пекине или Нью-Дели. Большие европейские реки, как Сена, Темза, Эбро или Рейн, превратились в сточные канавы; в настоящее время мы можем в них рыбачить и купаться. А озоновая «дыра», которая грозила нам раком кожи? Она закрылась. Этого реального прогресса было достигнуто благодаря научным достижениям, лучшему использованию ресурсов и толики политического разума. С тем, что мы знаем о потеплении климата, должно было бы произойти то же самое.

Бедность? От появления первого человека на Земле до промышленной революции на него обычно были обречены 99% человечества. В своем крайнем проявлении — меньше за доллар средств на день — сейчас он поражает лишь 10 % людей и почти целиком сосредоточен в Африке на юг от Сахары. Бедность была искоренена благодаря хорошей экономической политике, за исключением тех стран, где эта политика не применяется.

Детский труд? В XIX века. дети на фабриках были символической мишенью критики промышленной революции и капитализма от Карла Маркса и Чарльза Диккенса, доказательством дикой природы развития. На самом деле в бедных аграрных обществах дети вынуждены работать с незапамятных времен, но их не замечали. Промышленная революция изменила то, что детский труд стала очевидным и возмутительным; новостью была не детская работа, а то, что против нее стали протестовать. Этот протест, а также механизация труда, повлекшие за собой то, что понемногу все дети, даже в бедных странах, покидают поля и фабрики и идут в школу.

Мы могли бы привести много примеров, как это сделал Иоганн Норберг, и лишь напомним о противоречие, на которое уже указывали, между действительностью и ее восприятием. Как понять этот контраст? Поверхностное объяснение: средства массовой информации.

Они не информируют о том, что поезда прибывают вовремя, о том, что самолеты взлетают, а лишь о том, что один из миллиона сошел с рельсов или разбился. Так называемые социальные сети, которые не регулируются одной журналистской этикой, добавляют обманные несчастные случаи, чтобы увеличить количество просмотров своей веб-страницы. Это потому, что публика такое любит.

Читайте также: Социальные сети перебираю на себя функции новостной прессы

Первые газеты в XIX веке. говорили только про самые ужасные преступления, а не про жизненные обстоятельства нормальных людей, и еще меньше об улучшения тех обстоятельств. Ожидаемая продолжительность жизни, которая ежедневно увеличивается, не появляется на первых полосах газет. Конфликты в Сирии и Ираке являются страшными, но в заголовках не скажут, что они повлекли меньше жертв, чем война между Ираком и Ираном в 1979-1989 гг., во время которой погибли два миллиона человек. Большое искривление между прогресом и его восприятием нельзя приписать ни одному автору, ни одной причине, вероятно, оно прописано в наших нейронах, какими их нам передала эволюция. Миф о золотом веке, о том, что вчера было лучше, чем сегодня, является таким же старым, как и само человечество и существует во всех цивилизациях.

Удивительно, что даже несмотря на все то есть сторонники прогресса и мечтатели, которые работают ради развития и делают его, несмотря на общий скептицизм и встречные ветры. Поэтому этот прогресс, который идет на пользу всем, даже тем, кто его отрицает, не является приобретенным правом, а лишь борьбой, в которой нельзя победить заранее.

Автор: Ги Сорман (Guy Sorman)

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки