Незадолго перед своей отставкой молдавский премьер Кирилл Габурич предостерег от возможного дефолта страны. Опрошенные DW эксперты не исключают, что под угрозой может оказаться, в частности, и соглашение Кишинева об ассоциации с ЕС.
За несколько дней до объявления о своей отставке премьер-министр Молдовы Кирилл Габурич забросил молдавским политикам, что они оставили его самого на фоне возможного финансового коллапса страны. По его словам, без заключения соответствующего соглашения с Международным валютным фондом (МВФ) отвлечь дефолт Молдовы невозможно. МВФ, в свою очередь, выставил условие для подписания кредитного соглашения с Молдовой - ликвидации трех проблемных банков страны (Banca de Economii, Banca Socială и Unibank), замешанных в скандале вокруг кражи одного миллиарда долларов. Начиная с 2012 года, они под видом кредитов вывели эту сумму на счета оффшорных фирм. "Без соглашения с МВФ нам грозит дефолт. Нам нужно тщательно просмотреть количество госслужащих в стране", - сказал на днях Габурич.
Никакой политической поддержки для премьера. Визит миссии МВФ в Кишинев запланировано на 15 июня, на следующий день после местных выборов в Молдове. Много представителей провластных партий страны к этому времени наотрез отвергают идею закрытия трех указанных банков. Как отмечает Габурич, проблемными являются не только эти банки. Он обратил внимание на повальную коррупцию и общий кризис в стране. В своем открытом письме к президенту и парламенту страны глава правительства в Кишиневе призвал к немедленной отставке главы нацбанка и генпрокурора Молдовы. Им Габурич забросил "подозрительные и неадекватные" действия на фоне банковского скандала. Если в течение месяца эти люди не оставят свои должности, заявление об отставке напишет он сам, сказал Габурич.
Читайте также: Молдова: большинство поддерживает Россию, а не ЕС
В ответ на письмо премьера спикер парламента Молдовы Андриан Канду забросил Габуричу, что тот, мол, публично выставил ультиматум государственному руководству, проигнорировав при этом внутреннюю коммуникацию между органами власти. По словам Канду, такие публичные действия премьер-министра противоречат конституции Молдовы.
Сам Габурич в свое оправдание говорит, что ему не осталось другого выбора, ведь нужно было "сдвинуть дело с места" и указать на существующую опасность в случае возможного провала переговоров Кишинева с МВФ. "Приближаются местные выборы, все политики задействованы в предвыборной кампании. И я остаюсь один и пытаюсь подготовить встречу с МВФ. Со стороны ни генпрокуратуры, ни национального банка пока что нет при этом никаких сдвигов", - не скрывал своего возмущения Габурич.
И вот в пятницу, 12 июня, всего через четыре месяца после своего назначения Габурич действительно заявил, что покидает премьерский пост. "Надеюсь, это поможет образовать в парламенте новое большинство, которая бы могла сформировать правительство", - цитирует Габурича информационное агентство dpa.
Еще три банки под прицелом. Член парламентского комитета Молдовы по вопросам финансов Штефан Крянге между тем призвал центробанк страны провести проверку всех банков государства. Подозрения в многочисленных махинациях он высказал в сторону таких финучреждений, как Moldindconbank, Moldova-Agroindbank и Victoriabank.
Эксперты-финансисты в Кишиневе считают, что дефолт Молдовы не только привел бы к существенным сокращениям в государственном секторе, а также имел бы как следствие отсутствие выплат зарплат бюджетникам и пенсий. Под угрозой оказалась бы, по их словам, и воплощение в жизнь соглашения об ассоциации между Молдовой и ЕС.
Читайте также: Готов ли Путин мирно проиграть в Молдове?
Бывший министр финансов страны Михай Маноле в разговоре с DW отметил, что объявление дефолта приведет к еще большему обнищанию населения Молдовы. Его последствия на себе ощутят также рынок труда и весь торговый сектор экономики, говорит эксперт. "В сентябре прошлого года мы ратифицировали соглашение об ассоциации с ЕС", - напоминает экс-министр. Согласно документу, Республика Молдова имеет три года для того, чтобы приспособить законодательство в банковской и финансовой сферах к европейским нормам. "Все это сейчас становится под вопросом, если отношения с МВФ будут прерваны", - говорит Маноле.
Ожидается, что внешний долг Молдовы в 2015 году сравняется по размеру с годовым ВВП страны. В мае МВФ пересмотрел прогнозы относительно темпов роста молдавской экономики. Согласно им, ВВП страны вырастет по итогам года не на 3,5, а лишь на 2,5 процента. А государственный долг, согласно данным МВФ, вырастет в 2015 году на 52 процента. В случае, если такой прогноз сбудется, это был бы самый высокий показатель роста государственного долга страны в Центральной и Юго-Восточной Европе, которое в этом случае составит 48 процентов от ВВП Молодви. В прошлом году рост госдолга Кишинева составил 31,5 процента от общего объема экономики.
Напомним, МВФ приостановил свои отношения с Республикой Молдова два года назад из-за того, что правительство страны не выполняло прописанные в кредитном соглашении требования.