Венесуэла: борьба мировых держав за нефть

Согласно теории заговоров за борьбой в Венесуэле стоят США. Причина — доступ к залежам нефти в стране. Но анализ экономической ситуации свидетельствует о том, что интересов двух других стран там больше, пишет Die Welt.

Левые и правые сторонники теории заговоров и политические экстремисты одинаково уверены, нынешнюю борьбу за власть в Венесуэле затеяли США, которые в проверенный способ хотят убрать свой латиноамериканский «задний двор». Первоочередная цель — доступ к богатым нефтяным залежам страны.

Факты такому взгляду скорее препятствуют. Но именно такой взгляд на факты открывает значительно более сложную картину. Хотя венесуэльская нефть все еще интересует США и, возможно, некоторые американцы в случае смены власти ожидают преимуществ для своих концернов, но есть страны, которые имеют не меньший интерес к Венесуэле. Более того, предыдущее правительство уже полностью зависит от этих стран.

Конечно, Венесуэла стратегически интересная страна. По статистике ОПЕК, она владеет крупнейшими в мире залежами нефти - более 300 млрд баррелей. Однако сейчас добывает лишь 1,2 млн баррелей (в барреле 159 л) в день.

«20 лет назад, когда к власти пришел Уго Чавес, компания PDVSA на пике еще добывала 3,7 млн баррелей», — говорит главный экономист HSH Nordbank Сірус де ля Рубия. Только за прошедшие три года добыча упала на 1,3 млн баррелей. «При упорядоченных отношениях можно было бы достаточно быстро восстановить прежние показатели».

Американцам нужна нефть

Итак, страна потенциально богата, а потому желанна. То, насколько быстро президент США Дональд Трамп признал председателя парламента Хуана Хуайдо временным президентом, каким тот сам себя провозгласил, действительно немного озадачило и создало впечатление, что Соединенные Штаты участвовали в планировании этого. Санкции против нефтяной промышленности Венесуэлы, объявленные на прошлой неделе, стали дополнительным рычагом влияния США. Они предусматривают оплату будущих поставок венесуэльского государственного нефтяного концерна на блокированный счет, к которому не имеет доступа правительство президента Мадуро. Де-факто это означает конец экспорта венесуэльской нефти в США.

Странным образом, несмотря на давнюю неприязнь между двумя правительствами, поставки нефти продолжались до сих пор. Но Венесуэла нуждается в валюте, поэтому поставляла в прошлом году в среднем 514 тыс. баррелей в день, а в этом году даже чуть больше - 600 тыс. баррелей.

Зато США нужно черное золото. Ведь, несмотря на стремительный рост в течение последних лет добычи сланцевой нефти и то, что США сейчас добывает ее на уровне Саудовской Аравии и России, она относительно легкая и нефтеперерабатывающим заводам приходится смешивать ее с тяжелой нефтью, значительную часть которой до сих пор закупали у Венесуэлы.

Нефтяную индустрию не будут распродавать

«Нефтеперерабатывающие заводы могут переключиться на других экспортеров, — говорит главный сырьевой стратег ING Уоррен Паттерсон. — Но в начале это может быть довольно сложно».

Потому расширению поставок из Канады препятствуют логистические проблемы, в Мексике в последние годы добыча упала, государства Ближнего Востока свою добычу тоже хотят скорее уменьшить, а не нарастить. В этом смысле Венесуэла хоть и действительно важный для США поставщик сырой нефти, но ее также легко заменить.

Конечно, есть и американские нефтяные концерны, которые также имеют интересы. Более 10 лет назад компании, работавшие в Венесуэле, были частично экспроприированы. Тогда закон сделал PDVSA мажоритарным акционером всех проектов нефтедобычи в стране. В ответ на это Exxon и Conoco вышли и подали иски. Международный арбитражный суд тем временем удовлетворил иск Conoco и назначил $2 млрд компенсации, которые Венесуэла должна выплачивать годами, желательно нефтью.

Итак, Conoco и Exxon от смены власти, скорее всего, выиграли бы. Зато концерн Chevron все эти годы держит позицию и мог бы, с одной стороны, и дальше получать хорошие прибыли от дела, а с другой — он прекрасно подготовлен на случай, если действительно произойдет смена власти.

Однако в программной речи о будущем страны альтернативный президент Хуан Хуайдо уже сказал, что иностранные компании хотя и должны участвовать в добыче нефти, ведь иначе проблемы преодолеть не удастся (за прошедшие два года добыча снова уменьшиласься примерно на 40%), однако месторождения на 100% останутся в венесуэльских руках. Таким образом, при его правлении распродажи нефтяной промышленности не будет.

Москва и Пекин поддерживают Венесуэлу

Проблема: распродажа уже состоялась, но воспользовались им не США, а другие страны. Например, только китайцы предоставили Венесуэле около $50 млрд кредитов и их погашение происходит нефтью. Поэтому увеличение экспорта в Поднебесную в ответ на прекращение импорта США ничего Каракасу не даст.

«Большая часть экспорта идет на погашение долга, — говорит Паттерсон. — А значит, это не обеспечивает притока валюты». Кроме того, китайцы через свой государственный концерн China National Petroleum Corporation задействованы в различных проектах добычи, например в дельте Ориноко.

Кредитовала Венесуэлу и Россия на около $17 млрд. Этот заем Каракас также частично покрывает нефтью. Кроме того, Венесуэла заложила государственной российской группе «Роснефть» половину Citgo. Речь идет об операторе нефтеперерабатывающих заводов и АЗС, действующем в США и входящем в венесуэльский нефтяной концерн PDVSA. До сих пор наряду с экспортом нефти это был один из важнейших каналов поступления валюты. Сейчас ходят слухи, что Мадуро ради очередной помощи может полностью заложить Citgo «Роснефти».

В ответ Москва и Пекин поддерживают своего социалистического «брата». Пока. Ведь Хуан Хуайдо таки признал экономические претензии обеих стран. Наконец, и между социалистическими братьями речь идет только о деньгах.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки