Глобальное потепление. Все что нужно знать

Таяние арктических льдов грозит экологической катастрофой. Коммерческие возможности, которые дают потепление, не компенсируют ущерб.

«Из-за глобального потепления просим не оставлять дверь Снежного отеля открытыми». Это надпись на табличке у входа в огромный белый курган в окрестностях заполярного городка Киркенес, недалеко от границы Норвегии с Россией. Владельцы здания хотят сохранить ледяные фризы с изображениями единорогов, северных оленей и бабочек, которые украшают стены. Пятна льда, которые истончились, на потолках 25 ледяных номеров отеля говорят, что тепло на улице побеждает. Сооружение ежегодно в ноябре зиму с помощью искусственного снега, но до мая он обычно исчезает. По словам одного из работников, снежный сезон за последние годы сократился; холода наступают позже, чем прежде.

Затяжное межсезонье в Снежном отеле — маленьки признак гигантских преобразований в Арктике, где окружающая среда меняется быстрее, чем в остальном мире. Сохранить эти белые пустыни нетронутыми практически невозможно. Большая оттепель неизбежна, потому что климат реагирует на накопление выбросов углерода в атмосфере. Международные усилия, направленные на ограничение глобального потепления, в лучшем случае замедлят изменения. А возможно, сделают последствия ужасными, но не катастрофическими.

«Парижская климатическая сделка не спасет такую Арктику, которой она является сейчас», — считает Ларс-Отто Реэрсен, исполнительный секретарь группы по подготовке отчета «Снег, вода, лед, вечная мерзлота в Арктике» (SWIPA), который выходит под эгидой Арктического совета — научно-политического клуба восьми государств, имеющих территории за полярным кругом, а также государств-наблюдателей, в частности Китая и Индии.

Как нагревается Земля?

Концентрация двуокиси углерода в атмосфере уже достигло порога в 400 частиц на миллион (чнм), тогда как три века назад ее уровень составлял 280 чнм; ныне на Земле в среднем на 1 ºC теплее, чем в допромышленную эпоху. В 2015 году в Париже более 190 стран обязались сдерживать потепление, чтобы оно не превысило 2 ºC по сравнению с допромышленными температурами. Впрочем, температура воздуха, скорее всего, вырастет примерно на 3 ºC, да и то лишь когда государства будут соблюдать своих обещания (США лирер по выбросам уже вышли из соглашения). Тем временем различные регионы планеты нагреваются с неодинаковой скоростью. Даже если Парижское соглашение будет полностью выполнено, в Арктике зимой над Северным Ледовитым океаном будет на 5-9 ºC теплее, чем в среднем в течение 1986-2005 годов.

Читайте также: В Азии планируют первый судоходный маршрут в Арктике для перевозки газа 

Таяние происходит намного быстрее, чем ожидалось. За последние три десятилетия площадь полярного морского ледяного покрова в Арктике уменьшилась наполовину с лихвой, к тому же он потерял три четверти своей массы. По оценкам SWIPA, к 2040 году летом Арктика будет полностью без льда. Раньше ученые полагали, что это случится не ранее чем в 2070-м году. Толщина льда в центральной части Северного Ледовитого океана с 1975 до 2012 год уменьшилась на 65%. В марте 2017-го в Арктике зафиксировано рекордно малую площадь максимального ледяного покрова.

Самые тревожные изменения происходят в Гренландии, которая теряла в среднем по 375 млрд т. льда за год с 2011-го до 2014-го, что почти вдвое превышает скорость таяния в 2003-2008-м. Это эквивалент ежегодного исчезновения более 400 огромных айсбергов, у которых каждая сторона имела бы протяженность 1 км. Такое сокращение беспокоит тем более, что не до конца понятна его динамика. Разобраться в том, что происходит в замороженном ледяном покрывале, вокруг него и под ним, чрезвычайно важно для того, чтобы понять, как оно будет реагировать на дальнейшее потепление и как его исчезновение повлияет на повышение уровня Мирового океана.

Холодные, упрямые факты глобального потепления

Последние несколько десятков лет Арктика нагревается вдвое быстрее остального мира. Это обусловлено такими себе «тепловыми петлями обратной связи», которые снижают альбедо, или способность Земли отражать тепло. В отличие от остальной планеты полярные регионы отдают больше тепла в околоземное пространство, чем поглощают. Фактически таким образом они охлаждают планету, ибо лед и снег отражают солнечный свет. Когда вместо них появляется вода или темная суша, они задерживают больше тепла. Именно это и происходит в Арктике, которая размораживается.

Раньше в океане арктический лед в основном не таял годами. В 1985-м около 45% льда были старше (и толще) остальных, но в 2016-м цифра уменьшилась наполовину. Ныне огромные объемы льда в течение года тают и снова замерзают. Старый лед обычно неровный. Когда он тает, между твердыми выступами формируются «водоема», что позволяет отражать часть теплоты.

По гладкой поверхности молодого льда талая вода распределяется ровнее. Это еще заметнее снижает отражающую способность.

Когда полярная суша нагревается, а бывшая вечная мерзлота тает, высвобождаются парниковые газы. В остатках растений и животных в полярной вечной мерзлоте содержится около половины мировых запасов углерода в почве. Тая, эта органика разлагается, выделяет двуокись углерода и другой мощный парниковый газ — метан. Это еще больше изолирует планету. Кроме того, незамерзшая тундра вспыхивает как спичка. Когда снежные периоды более короткие, тогда длиннее будут становиться сезона пожаров. На Аляске и в некоторых регионах американского Запада средняя продолжительность огнеопасного сезона уже подскочила с 50 дней в 1970-х годах до 125 сегодня.

Изменения в окружающей среде влияют и на численность и разновидности существ, которые могут там обитать. В арктических водах появляется все больше жизни. Край ледяного шельфа — настоящее место фуршета для многочисленных видов, так как в конце зимы там появляются водоросли, что растут на леднике, и фитопланктон. Но отступание льдов может привести к разногласиям в периодичности репродуктивных циклов животных вроде креветок и размножения планктона. С нагревом воды личинки появляются раньше. Любое изменение популяции крошечных ракообразных влиять и на других животных, что располагаются выше в пищевой цепочке: треску, тюленей и белых медведей, которым в питании требуется источник жиров.

Тем временем появляются новые едоки. Когда температура океана растет, на север со скоростью 200 км за десятилетие с более южных широт движется зоопланктон. За своим кормом туда же идет большая рыба. Эта новость может порадовать заядлых рыбаков. Но непонятно, выдержит ли Арктика вновь прибывших. Ведь те будут конкурировать с видами, которые питаются исключительно вдоль ледяного шельфа. Даже кушать их.

Некоторые специалисты также утверждают, что пресная вода из талого льда в Баренцевом море будет сдерживать рост необходимой для морских обитателей пищи. «Все это очень шатко и зависит от циркуляции воды в океане», — говорит Микаэла Ашан, профессор биологии и управлению промышленным рыболовством из Университета Тромсе.

На фоне всех этих тревожных новостей о состоянии Арктики хоть каким-то лучом света должны стать возможности для бизнеса, что несет потепление. Арктика — это покрытый льдом океан, окруженный сушей (тогда как Антарктика — кусок суши, окруженный океаном). В судоходстве, в рыбном промысле и бурении скважин в этом регионе заинтересованы восемь арктических стран. Но найти прибыль среди тающего льда непросто. Во многих отраслях перспективы видятся уже не такими радужными, ведь сейчас все риски понятны лучше, чем пять лет назад.

В Арктике залегает более чем пятая часть нетронутых мировых запасов углеводородов. Но в североамериканской полярной прибрежной зоне в декабре бурение скважин запретили почти везде для защиты экосистем (хотя Дональд Трамп может отменить этот мораторий). В других регионах крупный бизнес, который заинтересовался Арктикой еще тогда, когда нефть приносила более $100 за баррель, отпугивают низкие цены на черное золото и сложность работ в опасных арктических водах.

Компания Shell в 2015 году сделала неожиданный разворот и прекратила работы в Чукотском море, потратив предварительно $7 млрд на разведку залежей. Ее представители заявляют, что не нашли достаточных запасов нефти и продолжать работу там нецелесообразно. Российские компании, как «Роснефть», оказались упрямее. В конце концов, у них меньше возможностей инвестировать куда-либо и Кремлю нужны деньги. Низкие цены на нефть ударили по экономике России, которая пятой частью своих ВВП и экспорта обязана именно Арктике.

Еще одна отрасль, для которой арктические перспективы растаяли, — транспортная. Теоретически логистическим компаниям доступ к более открытым морским путям должен быть выгоден. Транспортировка этими путями из Северной Европы в Северо-Восточную Азию может сократить траекторию движения на две пятых по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. Но ожидаемый бум перевозок так и не наступил. В 2012 году северными путями перевезли только 1 млн т товаров. Это мизерный показатель, которого, впрочем, с тех пор никто не повторил.

Читайте также: Глобальное потепление открывает новый Торговый путь через Арктику

На Северном Ледовитом часто штормит даже в летние месяцы, через что гарантировать своевременное доставку грузов невозможно. Еще одна опасность — плавучий лед. Чтобы суда выдерживали натиск льда, нужно укреплять их корпуса, а это увеличивает расходы на строительство. А при отсутствии прибрежной инфраструктуры, например глубоководных портов, разливы мазута, на котором работают двигатели большинства судов, могут уничтожить и экосистемы, и репутации, ведь зачистки разливов в таком случае придется проводить значительно дальше в открытом море, и продолжаться такие операции гораздо дольше.

Пробить лед

Некоторые из этих проблем должен решить новый Полярный кодекс Международной морской организации (IMO), который регулирует перевозки и вступил в силу в начале года. Он запрещает сливать канализационные стоки и нафтовмісні смеси в арктические воды. Америка и Канада, а также другие государства хотят пойти еще дальше. Например, запретить использование в Арктике мазута (как это сделано для Антарктики, где действуют разнообразные специальные правила защиты).

С надеждой на регион смотрят горные компании, заинтересованные в меди и других металлах. Но большинство из них не имеют опыта, необходимого для переговоров с коренным населением относительно добывающих проектов на их землях (а это почти каждый десятый житель региона). И много коренных жителей так или иначе настроены против освоения Севера. В Норвегии Саамський парламент, представляющий народность саами со всей страны, очень насторожен. По словам члена парламента Йона Петтера Хинтала, ответственного за международные дела, уничтожать ландшафт было бы глупо. Ведь в дальнейшем, когда заниматься традиционным промыслом (разведением северного оленя) там станет труднее, экономику полярных районов могут поддерживать туристы, которые рвутся полюбоваться суровой красотой природы.

Впрочем, даже если интерес внешнего бизнеса к Арктике угасает, почти четырехмиллионное населения региона не имеет другого выбора, кроме как приспосабливаться к изменениям климата. Наиболее густо населенная территория здесь — Северная Норвегия. Но Россия, на которую приходится половина арктического побережья и флот атомных подводных лодок который базируется в Мурманске, больше всего стремится расширить свое влияние. Она хотела бы иметь вдоль своего берега 10 поисково-спасательных станций. Пять из них уже открыто. Кроме того, Москва планирует нарастить свое военное присутствие: снова открыть советские военные базы.

Несмотря напряжение из-за воинственность России в других регионах мира, ее амбиции на Севере пока не дают особых оснований для беспокойства. Жители Киркенеса посмеиваются с соседей: «Они все время ездят сюда за покупками. Им нравятся наши подгузники. Говорят, качество лучше», — объясняет один предприниматель. Государственный секретарь Министерства обороны Норвегии Ойстейн Бе настроен более сдержанно: «Россия, как и мы, заинтересована в сохранении стабильности в арктическом регионе». Но если она решит активнее проявлять силу, это лишь усугубит проблемы Арктики.

Однако не существует большей угрозы, чем потенциальное экологическое бедствие. Вопрос потепления поднимается все выше в списке приоритетов даже тех стран, которые размещены дальше от полярного круга. Соблюдение Парижского соглашения может в конечном итоге стабилизировать температуры. Но для этого, не исключено, понадобятся более радикальные меры, поскольку страны-подписанты вряд ли будут соблюдать лимиты, определенные в Париже.

Изменение погоды на Планете - геоинженерия

Один из вариантов охлаждения полюса — это инженерная геология, то есть целенаправленная модификация климата для противодействия потеплению. Частично закрыться от солнца помогло бы распыление сульфатных аэрозолей в стратосфере над Арктикой с самолетов. Такой метод сделал бы полярное лето прохладнее, но не был бы очень эффективным зимой, ведь тогда нет солнечного света, которое нужно отбивать. Насыщение облаков над Северным Ледовитым океаном кристалликами соли для повышения их отражательной способности также может вызвать некоторое охлаждение, хотя эффективность таких мероприятий совсем не доказана.

Пусть там как, а между теорией и практикой лежит огромная пропасть, к тому же углубленная этическими вопросами. Даже если такие способы охлаждения планеты можно будет реализовать в необходимых для этого гигантских масштабах, не следует сбрасывать со счета другие нежелательные результаты. Когда вулканы выбрасывают колоссальные объемы аэрозолей и сульфатов в воздух, они повреждают озоновый слой. Не случится ли того же в случае с геоинженерией? Если восстановить полярный лед через продуманный контроль над солнечной радиацией, могут измениться круговорот воды и погодные циклы в тропиках, ведь сульфаты будут применяться только в одном полушарии. Тем временем с повышением концентрации парниковых газов в атмосфере будет меняться химический состав океана. Переговоры про крупномасштабные геоинженерные проекты, если такие вообще когда-нибудь воплотятся, будут длительными и тяжелыми.

Изменение климата, по крайней мере, обеспечило Арктике свежую внимание мировых лидеров. Председатель КНР Си Цзиньпин останавливался недавно в Анкоридже, возвращаясь из США. Барак Обама стал первым американским президентом, который побывал при своей каденции в Арктике. В мае встреча Арктического совета на уровне министров, на которой Америка передаст на два года председательства Финляндии, станет для государственного секретаря США Рекса Тиллерсона случаем определить новый курс американской Администрации в этом регионе. Чтобы обеспечить политическую и экономическую стабильность в Арктике, которая размораживается, и ограничить ущерб от и для полюса, который становится все теплее, государства должны обращать на Заполярье гораздо больше внимания. Опасность в том, что уже может быть поздно.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки