Украина и Дональд Трамп. В плену иллюзий

Украинская общественная мысль сама себе назначила США на роль «старшего брата», пишет в статье "No Apocalypse" издание Тыждень.

Логика проста до примитивности: ну если мы уже решили порвать с Россией, то пусть теперь Америка о нас заботится. Предоставляет кредиты, присылает специалистов, ну и желательно, чтобы летальное оружие поставляла, а еще лучше — пошла бы войной на Москву и победила. В этой наивной парадигме у нас сформувался и угол зрения на президентские выборы в Штатах: есть проукраинская Хиллари Клинтон и пророссийский Дональд Трамп, следовательно, победа первой будет означать воплощение в жизнь всех наших геополитических мечтаний, а второго соответственно — конец света по сценарию голливудских фильмов-катастроф с элементами боевика и зомби-хорора. Поэтому киевские плачи тех, кто вчера излучал уверенность, что 45-м президентом США станет кандидат от демократов, — вещь ожидаемая и малосодержательная.

Серьезно говорить о том, какие последствия для Украины будет иметь президентство Трампа, не выпадает. Предвыборные высказывания республиканца про аннексию Крыма, войну на Донбассе и Россию были противоречивы и полны недомолвок, как, собственно, и вся его риторика. Но шоу прошло, и какой будет политика нового хозяина Белого дома, не в последнюю очередь будет зависеть от кабинета, который он сформирует, от Конгресса, в котором, как отмечает посол Украины в Соединенных Штатах, немало политиков являются открытыми сторонниками нашей страны. Роль американского законодательного органа не стоит преуменьшать: без его согласия президент США не решит вопросов, например, отмены санкций против России. Несмотря на усиление республиканского крыла в Конгрессе, можно даже надеяться на большее количество законодательных инициатив по геополитическому сдерживанию РФ.

Читайте также: Как победа Трампа повлияет на Украину

Так, Трамп не тот политик, который излишне будет заниматься Украиной. Но иллюзией было бы считать, что это делала бы Хиллари Клинтон в случае своей победы. Украинская трагедия 2014 года разворачивалась при президентстве демократа Барака Обамы, именно тогда состоялось испытание на прочность Будапештского меморандума, именно в этот период США самоустранились от любых переговорных форматов по урегулированию на Донбассе. Это свидетельствует об одном: Вашингтон не будет воевать вместо Киева и будет сдерживать Москву в той мере, в какой это будет отвечать американским интересам. Фамилия и партийность президента при этом не определяющие. Победа Трампа сигнализирует лишь про окончательное падение иллюзии относительно заокеанского «старшего брата». Даже до ярых идеалистов должно наконец дойти, что в войне с Россией нам следует опираться прежде всего на собственные силы: как в военном, так и в дипломатическом смысле. Кажется, республиканец не шутил, говоря, что мирное урегулирование на Донбассе и все переговоры по этому поводу являются приоритетом для европейских политиков (читаем: президента Франции и канцлера Германии), а их позиция и в «минском», и в «нормандском формате» хорошо известна. И изменения в Белом доме вряд ли как-то существенно на это повлияют. Другое дело — выборы во Франции и Германии в следующем году. От них напрямую зависит то, кто будет выступать в дальнейшем от имени этих стран в «минском процессе», так же как и угроза пересмотра санкций ЕС против России.

Горечь украинских разочарований от победы Трампа связана и с рядом других стереотипов: многие у нас считали, мол, кандидат от республиканцев слишком одиозный, чтобы стать президентом. Как аргументы приводили мнения либерального истеблишмента США, тамошних звезд шоу-бизнеса, креативного класса — людей, которые традиционно тяготели к демократическому лагерю. Украинские экспертные круги наступили на те же грабли, что и с Brexit: проигнорировали мнение консервативной части как британского, так ныне и американского общества. А она в обеих странах является достаточно многочисленной, хотя ее позиция у нас малоизвестная. Не забывайте и некоторых чисто американских закономерностей: обычно после двух каденций президента-демократа на смену ему приходит республиканец, а партийные предпочтения многих граждан США в значительной степени напоминают спортивные симпатии. Команду, за которую болеть, выбирают надолго, поэтому верность политическим «цветам» является относительно постоянной. Еще одна иллюзия — исключительное качество политического класса на Западе. На фоне украинского политикума западный всегда казался эталонным, но на самом деле там тоже есть место хорошо знакомым для нас болезням: популизму и коррупции. В американской избирательной кампании это было хорошо заметно даже тем, кто склонен идеализировать современную модель демократии.

Читайте также: Что в Украине думают про нового президента США - Дональда Трампа 

Урок для Украины заключается в том, что не существует каких-то универсальных рецептов и безупречных политических систем, поэтому способ преодоления кризисов следует искать внутри самой страны и привлекать к нему больше гражданское общество, чем иностранных советников, особенно если платить за их услуги придется не из фондов западных спонсоров, а из бюджета.

На символическом уровне от Дональда Трампа можно ожидать многих неожиданностей. Его встреча с Путиным в ближайшее время куда более вероятно, чем с Порошенко. И люди, склонны оказывать рукопожатием и улыбкам на камеру судьбоносного содержания, однозначно увидят в этом огромную «измену», хотя и президент Порошенко тоже приветствуется с российским лидером за руку во время встречи. От первых визитов вежливости вряд ли стоит ждать какой-то конкретики: настоящая внешняя политика нового американского кабинета еще должна сформироваться и проявить себя. Только после этого можно будет делать какие-то оценки не на уровне символов. Россия и в дальнейшем заинтересована в запугивании своих граждан и союзников американской угрозой, поэтому не слишком стремиться настоящего потепления отношений с США, зато она не прекратит разыгрывать сценарий «противостояние двух сверхдержав».

Для Украины, которая находится в состоянии войны и имитации реформ, смена лидера в Вашингтоне точно не новость номер один. Разочарование нашим темпом изменений раздавалось из-за океана не раз, хотя и озвучивал его совсем не Барак Обама лично — часто это делали непублично и опосредованно. Может случиться, что при Трампе Киев будет слышать меньше замечаний, но это никоим образом не означает, будто для украинской власти «злого полицейского» демократа изменил «добрый полицейский» республиканец. Просто центр давления должен сместиться от внешнеполитических игроков к гражданскому обществу, которое наилучшим образом показало себя на Майдане, да и за два с половиной года спустя не разучилось указывать власти на ее ошибки и добиваться их исправления.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки