В одном из самых мультикультурных штатов США всего менее 17 тысяч украинцев, но даже здесь среди кактусов, жары и пустыни, им удается сохранять родные традиции. По сравнению с другими крупными американскими штатами в Аризоне украинцев немного. По разным оценкам, здесь их живет до 15-16 тысяч. Но даже несмотря на это им удается не только сохранять культуру, но и знакомить с ней своих американских соседей.
Когда ранней весной в Аризону раньше, чем в многих других американских штатов закрадывается тепло, прогретый солнцем воздух пахнет травами, а за окном автомобиля пейзажи поражают горами и самыми высокими в мире кактусами.
Это – именно то, что когда-то привлекло американца украинского происхождения Виктора Швеца поселиться в Аризоне. Мужчина вот уже несколько десятилетий является владельцем пиццерии. По дороге в Сан-Сити-Вест он вспоминает времена, когда впервые взялся за этот бизнес. Теперь вот уже почти 30 лет Виктор не стесняется, когда надо и самому стать к плите, или же и взяться за веник. Но мало кто из посетителей знает: основная работа Швеца – дизайн деталей для спутников, космических станций и кораблей. «Работа в аэрокосмической отрасли требует очень тщательного подхода, – говорит Виктор Швец. Все должно быть выверенным. Проколов быть просто не может, потому что когда ты отправляешься в космос, и если там что-то не сработало, у тебя есть только один шанс. Ты можешь попробовать запасную систему, если же не сработала и она, тогда астронавт просто не возвращается домой. В пиццерии то же самое, если ты начнешь допускать ошибок в рецептуре, или используешь несвежие продукты – твои покупатели больше не вернутся».
Вкусный семейный бизнес начала мама Виктора – 81-летняя Вера Швец, которая выехала из Украины вместе с родителями во время Второй мировой. Вера говорит: в пиццерии пригодились мамины секретные рецепты. «Никто меня не учил, но мама была естественно страшно способная к тесту. Она изготавливала каравай, делала сову для мамы молодой, плуг для отца. А я работала шесть дней, но рано приходила, все видела готово на столе, а тогда давай – и сама пробовать. И мне все получалось хорошо», – вспоминает госпожа Вера Щвец.
Рожденная на Донбассе госпожа Вера была беженкой в Германии и иммигранткой в Бразилии и США. Она хорошо понимает людей, которые сейчас бегут от войны в Европу. Но говорит – куда бы тебя не занесла судьба, ты есть то – откуда твое корни. Именно поэтому своих детей в США она учила говорить по-украински, а посетителям пиццерии открыла украинские вареники. «И так люди брали: одно по одному знали, что добрые вареники. Здешние жители их покупали часто, потому что здесь много еврейского, чешского, польского населения, – делится она. – То они и брали, а я до 40 тысяч вареников на год лепила руками».
Впоследствии, когда у плиты ее заступили младшие – от украинских блюд пришлось отказаться. Но и нынешнее меню поклонникам выпечки по вкусу. «Мы заказали себе две пиццы, радостно восклицает один из посетителей пиццерии, канадец – Роджер Перент. – Выбрали Одну мясную, а другую – с ананасом. Обе были - ну оч-очень вкусными! Но теперь мы хотим пойти на гольф и немного походить, чтобы втрясти все съеденное».
Посетители пиццерии преимущественно люди старшего возраста. Это и туристы – как Роджер, и здешние жители, которые живут в коммуне для пенсионеров. Сотрудники пиццерии уже даже изучили жизненные истории некоторых из них. Здесь на кухне – над тестом колдуют и американцы, и украинцы. «Если разрабатывать тесто руками, то оно будет пышным, – делится кулинарными знаниями Анна Клюфинская. – Потому что бывает, что в пиццериях его качалкой качают, тогда оно тверже. А мы разрабатываем руками».
В столице Аризоны – Финиксе – в общем живет около 11 тысяч украинцев, правда на воскресную службу в местной православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы собирается не так уж и много. Все из-за расстояния – кому-то дорога занимает до часа. Но те, кто приходят молятся не только за себя и родных, но и чтобы в Украине наступил мир.
Татьяна Замороз, что переехала в США из Тернополя и в Украине была учительницей английского, привела к церкви детей. «Община приняла нас очень дружелюбно – с поддержкой, тепло, радостно. Здесь все друг за друга переживают. Дети привыкают. Психологически в основном трудно, но из нового: они уже имеют основной уровень английского языка, уже и общение у них по немногу налаживается», – признается женщина.
Детям Татьяны – Софийке и Антону – придется учиться новой культуре и не забывать собственную. Музей музыкальных инструментов в Финиксе – поможет им в этом деле. Среди многообразия экзотических инструментов сделанных из ракушек, просмолених деревьев и даже мусор – представлена музыка со всех стран мира – в том числе и из Украины.
«В украинской секции у нас есть разнообразные инструменты из многих уголков страны и из разных традиций. Мы очень горды, что у нас здесь также представлены кобза и бандура, которые являются украинскими национальными инструментами», – рассказывает сотрудник Музея музыкальных инструментов – Колин Пирсон.
Посетителям на входе выдают наушники и при приближении к инструментам – можно слышать как они звучат. Поэтому даже здесь в пустыне Сонора наверняка кто-то прямо сейчас слышит украинские дуду, бандуру и трембиту.