Представитель Государственного департамента США Джошуа Бейкер в интервью Радио Свобода заявил, что Вашингтон хотя и не является участником «нормандского формата переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе, но активно его поддерживают и следят за его работой.
В интервью, которое состоялось во время работы 52-й Мюнхенской конференции по безопасности, он также подтвердил позицию Вашингтона, что санкции США будут продолжаться до тех пор, пока не будут выполнены Минские соглашения, а санкции за незаконную аннексию Крыма – пока не будет деокуповано контролируемый ныне Россией украинский полуостров.
– Как США смотрят на ход выполнения Минских соглашений? Украинская сторона говорит о замедлении и затягивание?
– Мы понимаем, что имеет место замедление реализации Минских соглашений. И как заявил Джон Керри (на конференции в Мюнхене), не надо забывать, что любые санкции были прежде всего введены для отстаивания фундаментальных прав Украины. Мы знаем, что в Российской Федерации есть отдельная точка зрения. Но США пытаются влиять на Украину – особенно в борьбе против коррупции. А Россия, российская сторона должна влиять на сепаратистов и должна также выполнить свои обязательства, в связи с Минскими соглашениями.
– То есть Вашингтон считает, что Россия могла бы сделать гораздо больше для выполнения Минских соглашений, но не делает этого?
– Бесспорно. Секретарь Керри сказал, что в России есть простой выбор: полностью выполнить Минские соглашения, или продолжать находиться под санкциями, которые подрывают российскую экономику. Это заявление госсекретаря четко подчеркивает позицию США в вопросе украинского кризиса.
– Насколько понятно из позиции США и Запада в целом, пока Минские соглашения не будут выполнены полностью, санкции будут продолжаться...
– Правильно.
– Что касается в целом отношений Запада и России – премьер Дмитрий Медведев говорил в Мюнхене едва ли не о новой Холодной войне, которая имеет место сейчас. Как Вам видится будущее отношений Запада и России на фоне агрессии России в Украине?
– Я понимаю, что этот вопрос часто поднимается в России и сам премьер Медведев сказал, что сейчас как бы чувствуется новая Холодная война. Соединенные Штаты Америки не разделяют эту точку зрения. Есть хорошие возможности для сотрудничества с Российской Федерацией и хороший пример – это сотрудничество по ядерной программе Исламской Республики Иран. Я думаю, что это очень хороший пример. У нас также есть партнерство против «Исламского государства». У нас очень серьезные разногласия относительно украинского кризиса, но, как сказал госсекретарь Керри, имеет место российская агрессия, которая является главной причиной этих разногласий.
– Кризис в Украине – это не только восток страны, Донбасс, Крым. Ранее звучали опасения, что про Крым несколько «забыли»... Можно ли сказать, что Запад про аннексирован и оккупированный Крым все время помнит?
– Это так. И за это мы говорим о незаконном захвате Крыма и также о незаконной оккупации Донбасса. Поэтому мы говорим про российскую агрессию против Украины, военную помощь (сепаратистам), незаконное военное вмешательство на Донбассе. Но про Крым мы не забыли. Но надо иметь в виду, что с дипломатической точки зрения Минские соглашения касаются только Донбасса. Но санкции с американской стороны связаны с агрессией и в Крыму, и на Донбассе.
– Сейчас Украина отрабатывает идею о формате переговоров про деоккупацию Крыма – так называемая «Женева-плюс», и в этом формате должны быть представлены США, как гарант территориальной целостности Украины, другие гаранты – как Британия, также ЕС, возможно Турция. Что Вы думаете о формате деоккупации Крыма «Женева-плюс».
– Ну, гарантии безопасности Украине давались, потому что был Будапештский меморандум когда Украина отдала ядерное оружие. И тогда государства, в том числе с Российской Федерацией – в обмен на это гарантировали суверенитет, территориальную целостность Украины. Возможно, не стоит давать новые какие-то гарантии, но переговоры будут продолжаться и США всегда будут оставаться партнером украинского государства. Украина является молодой европейской демократией и нуждается в поддержке со стороны Запада. Украина также хотела бы иметь хорошие отношения с Российской Федерацией, но надо понять (России), что нельзя вмешиваться во внутренние дела и в частности военно, с военной техникой на территорию другой страны.
– В Мюнхене во время конференции по вопросам безопасности было проведено встречу министров иностранных дел «нормандской четверки» относительно путей урегулирования конфликта на востоке Украины. Но, как сказал украинский министр, она не была слишком продуктивной, не дала значительных результатов. Что вообще в Вашингтоне думают про «нормандский формат»? Ведь в нем нет США, и кое-кто в Украине считает, что отсутствие США в этом формате его ослабляет...
– Мы, возможно, не являются непосредственными членами «нормандского формата», но мы поддерживает его деятельность и мы понимаем, что эти переговоры очень важны. Мы прекрасно понимаем, что, возможно, США и не должны участвовать во всех переговорах, США не являются стороной Минских соглашений, но США поддерживают все документы и условия, которые являются частью этих соглашений.
– То есть, США не являются участником «нормандского формата» , но активно следят за его работой и поддерживают его решение?
– Да, Вы правильно поняли.
– У меня еще вопрос относительно реформ в Украины и борьбы с коррупцией. Доволен ли Вашингтон темпами украинских реформ?
– Здесь я могу сослаться на слова вице-президента Джо Байдена, когда он был в Киеве, и также состоялись телефонные разговоры между Байденом и Порошенко, и вице-президент еще раз сказал, что в Минских соглашениях есть условия для выполнения российским государством, и есть условия для украинского государства, и есть условия гарантий для финансирования со стороны США. И, конечно, одна из тем всех разговоров – борьба против коррупции именно внутри Украины. Мы понимаем, что сейчас политическая ситуация в Украине сложная, мы не хотим вмешиваться, но мы хотим поддерживать Украину, как молодую европейскую демократию.
– Сейчас МВФ размышляет над тем выделение следующего транша из большого пакета финансовой помощи Украине. США – самый крупный и влиятельный акционер МВФ, Вашингтон поддерживает быстрое выделение следующего транша Украине?
– Я не могу комментировать позиции США внутри МВФ. Но, как говорили лидеры США, то, что происходит в политическом плане в Украине является очень важным и это влияет на принятие решения Международным валютным фондом.
– Украинские представители говорили, что остается в силе приглашение президенту Бараку Обаме посетить Киев. Этот вопрос в Вашингтоне как-то рассматривается?
– Это отличный вопрос. Я, конечно, не могу комментировать планы самого президента, но я могу сказать, что Белый дом рассматривает этот вопрос.