Чего ожидать в отношениях США с Россией и Украиной после того, как республиканцы получили контроль над Сенатом? Изменений будет не слишком много, считает эксперт Йозеф Брамль.
Впервые за последние почти 10 лет республиканцы США получили контроль над обеими палатами Конгресса. С января 2015 года, когда парламент нового созыва приступит к работе, демократы, лидером которых является Обама, будут в меньшинстве. Палата представителей США была республиканской еще до выборов. А вот в Сенате произойдут изменения. DW спросила у эксперта из Немецкого общества внешней политики Йозефа Брамля о том, как это может отразиться на отношениях Вашингтона с Москвой и Киевом.
На вопрос стоит ли теперь, с новым Конгрессом, ожидать дальнейшего осложнения отношений между Москвой и Вашингтоном, поскольку у республиканцев сейчас более жесткая позиция в отношении России Йозеф Брамль отметил, что политика безопасности, по сути, и в дальнейшем остается в сфере ответственности президента. Здесь он может претендовать на большую свободу действий. Все другие вопросы, касающиеся, например, внутренней политики или торговой политики, в той или иной степени блокируются Конгрессом. Но в политике безопасности у него есть пространство для действий. Впрочем, в некоторых сферах у Конгресса тоже есть право голоса. Вспомним здесь санкции против Ирана, тогда президенту был нужен Конгресс. Но во всех других вопросах, которые непосредственно касаются России, по моему мнению, президент способен более-менее самостоятельно действовать.
Может быть так, что республиканцы будут настаивать на ужесточении санкций против России? На этот вопрос Йозеф Брамль отвечает, что для России Иран будет важнее, чем ситуация в Украине, поскольку сближение США с Ираном может дестабилизировать российский режим и стать угрозой для него. Если американцам удастся сблизиться с Ираном и таким образом на долговременную перспективу снизить цены на нефть, тогда это будет угрожать российскому режиму, который очень зависит от цен на нее. То есть для тех, кто принимает решения в России, это должно стать приоритетом номер один - внимательно следить за этими переговорами.
Читайте также: Если республиканцы выиграют выборы в Сенат США...
Что касается санкций, введенных против России из-за украинского кризиса, то, я считаю, что в США уже есть те, кто говорят, что это помогло России поладить с Китаем по газу. И что санкции, возможно, не столь эффективны, как думали. И как раз наоборот, что они даже помогли Путину стабилизировать его режим и улучшить отношения с Китаем. Но здесь есть два лагеря. Те, кто хотят более сильных санкций. И есть другие, более прагматичные головы, также и среди республиканцев, которые видят, какие последствия действительно имеют санкции.
На фоне украинского конфликта республиканцы еще больше, чем Обама настаивали на увеличении европейского участия в финансировании НАТО. Стоит ли ожидать, что давление на европейцев в этом вопросе усилится? Европейцам четко дают понять, что они должны гораздо больше заботиться о своей безопасности. С точки зрения США, кризис в Украине - это очень далеко. США гораздо более отдаленные от Украины, чем Европа. А Европа не реагировала на призывы СШАделать больше для собственной безопасности. Даже звучали угрозы, что американцы не готовы больше тратить много денег, чтобы европейцы только рассуждали о безопасности. И я думаю, что сейчас, если США будут вести себя более сдержанно на фоне украинского кризиса, то европейцам придется самим гораздо больше делать для обороны. Мне кажется, что стратегически это очень хорошо подходит к ситуации.
Изменится ли в связи с новым составом Сената отношения с Украиной? Отношения изменятся не слишком сильно, считает Йозеф Брамль. Трезвые головы есть с обеих сторон политического спектра. США исключают военное решение. Даже если тот или иной импульс в Сенате и будет, то это не будет иметь никакого значения, поскольку Обама и в дальнейшем может претендовать на руководство в политике относительно России. Это означает, что будут попытки улучшить что-то в экономическом смысле, возможно, даже будет согласие на то, чтобы как-то интегрировать российские интересы, чтобы, возможно, помочь Украине оплатить за российскими счетами.
Газоснабжение зависит от того, является ли Украина платежеспособной и остается ли платежеспособной. Если здесь хотят предотвратить энергетический кризис в Европе, который нельзя исключать, тогда надо финансово помочь Украине погасить свои долги. Европейцы раньше к этому призывали. Вероятно, это можно поддержать с помощью международных институтов через МВФ и т.д.