По условиям бюджетной экономии или как ещё назыают - секвестра, в течении года госбюджет США должен будет сократится на 85 миллиардов долларов или на 1,2 триллиона в течение 10 лет.
Хотя эта цифра может еще измениться - дебаты по бюджету между демократами и республиканцами далеки от окончания - можно быть уверенным, что расходная часть бюджета будет уменьшена. Уменьшена будет также и международная помощь которую Соединенные Штаты оказывают по всему миру, в том числе помощь США для Украины.
Бюджетных сокращения коснутся и Агентства по международной помощи и развитию США или если лаконичней USAID. В Украине офис организации USAID работает с 1992 года и оказывает помощь в различных сферах общественной жизни: в сфере развития сельского хозяйства, в сфере реформ системы здравоохранения, а также укрепления демократии и т.п.
Кризис в Европе подрывает здоровье людей
Кроме прочего, USAID финансирует в Украине крупнейшую для США программу за пределами Африки по помощи людям, живущим с ВИЧ-СПИДом. Зв всё время своей деятельности USAID вложило в Украину около 1 миллиард 800 миллионов долларов. Не мало помощи поступает в Украину от американского правительства и другими путями - через Посольство США в Украине и международные организации.
По словам Джеда Бартона, который является директором USAID, все программы USAID в Украине профинансированы на два года вперед. В краткосрочной перспективе такие программы последствия секвестра не почувствуют, но следует ожидать сокращения уровня финансирования в будущем, передаёт Голос Америки.
Сокращения государственного бюджета США не слишком затронут проекты USAID и другие программы помощи США в Украине, считают эксперты в Вашингтоне. «Украина и Россия в этой части мира остаются приоритетами для американского правительства. В Украине, где, в отличие от России, все еще продолжается сотрудничество с правительством, мы будем видеть продолжение оказания помощи в значительных объемах», - говорит Джордж Инграм, старший научный сотрудник Программы глобальной экономики и развития Института Брукингса.
С ним соглашается Радж Кумар, президент компании Девекс, которая изучает и анализирует международную помощь США в мире: «Я не думаю, что украинские программы находятся под риском, потому что это одни из самых масштабных программ в регионе. И Украина - стратегически важное государство для США».
Впрочем, как в Украине, так и на международном уровне в целом, даже незначительное сокращение финансирования программ на уровне 5-10%, коснется здоровья и жизни реальных людей. «Больше всего пострадают программы по здравоохранению, которые составляют большую часть бюджета. Финансирование будет уменьшено на 400 миллионов долларов и это - большие деньги. Также гуманитарная помощь при стихийных бедствиях будет уменьшена на 200 миллионов долларов. В обоих случаях мы говорим о разнице между жизнью и смертью для многих людей», - говорит Джордж Инграм.
Радж Кумар отмечает, что среди тех, на кого сокращения могут повлиять больше всего, являются больные ВИЧ-СПИД: «В мире 30 миллионов человек живут с вирусом иммунодефицита. Многие из них зависят от американской международной помощи. И прямые сокращения в результате секвестра прямо затронут чью-то жизнь».
Но прямая правительственная международная помощь США уменьшается в то время, когда растут гуманитарные программы других государств, в частности Китая и России. А в самих США увеличивается роль так называемых социальных предпринимателей или филантропов, которые применяют предпринимательские принципы к международному развитию. Среди них - Фонд Мелинды и Билла Гейтс, один из проектов которого - обеспечение библиотек в Украине и в других государством компьютерами с доступом в Интернет.
Постепенно изменяют видение своей роли и международные корпорации. Это - не только зарабатывание денег, но и помощь в региональном развитии. Ведь у покупателей должны быть деньги, чтобы приобрести их товары. «Международные корпорации за последние 20 лет поняли, что их интерес заключается не только в экономических интересах их компаний, но и в экономическом и социальном развитии общин, в которых они работают. Например, Кока-Кола в Африке развила новый подход к маркетинговой сети, тренируя и поддерживая малых предпринимателей, которые доставляют их продукты в маленькие села. Таким образом появилась целая категория людей, которые стали экономически активными, а компания достигла нового рынка», - приводит один из многих примеров Инграм.
Тем не менее, как отмечает Джордж Инграм, ни социальные предприниматели, ни фонды корпораций не заменят прямую международную помощь, которую оказывает правительство США, особенно в сфере здравоохранения и в помощи при стихийных бедствиях: «Частный сектор не сможет обеспечить медицинской помощью, едой, водой, что необходимо в условиях гуманитарного кризиса».
Но к счастью, говорят эксперты, в США существует общественный консенсус относительно необходимости продолжать оказывать международную помощь. «Если вы посмотрите на опросы общественного мнения за последние 25 лет, то вы увидите, что американцы поддерживают помощь за рубежом в сфере здравоохранения, образования, малого бизнеса, развития демократии, экономического роста. Американцы не любят международную помощь как таковую, но они поддерживают все ее элементы», - говорит Инграм.
«Политический климат значительно изменился. Существует широкая коалиция в поддержку международной помощи. В нее входят не только демократы, но и консервативные республиканцы, которые видят ее как элемент национальной безопасности и борьбы с терроризмом. Также крупные корпорации считают, что США должны иметь активное присутствие за рубежом, и видят международную помощь как один из инструментов», - отмечает Кумар.
Кстати, хотя международная помощь часто фигурирует в дебатах как нечто, на чем легко сэкономить, она составляет не более 1% государственного бюджета Соединенных Штатов.