В четверг в Вашингтоне завершились переговоры министров иностранных дел США и Германии. Среди тем разговора был и украинский вопрос, рассказал глава МИД Германии Зигмар Габриэль.
Выступая в одном из аналитических центров в Вашингтоне, Габриэль выразил надежду, что США будут активнее участвовать в процессе урегулирования украинского конфликта. Ирина Матвийчук, была свидетелем дискуссии, и расспросила экспертов о возможных альтернативы Минском формата.
Во время визита в Вашингтон глава МИД Германии почувствовал сигнал в американской администрации о готовности быть более вовлеченными в Минский процесс.
Говорит министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль: «Мы должны найти решения по Украине, мы должны начать с реального прекращения огня, включительно с отводом тяжелого оружия. И американская администрация готова быть более вовлеченной в этот процесс».
Зигмар Габриэль добавил: «Если за столом с нами не будет Америки, появится кто-то другой».
Созданный спонтанно нормандский формат при участии Украины, России, Германии и Франции, больше не приносит результатов, говорит бывшая сотрудница Государственного департамента США, а ныне – вице-президент Аналитического центра стратегических и международных исследований Гедер Конли. Она убеждена, что в новых форматах есть необходимость, и нет идей:
«Мы в США приняли Минский процесс прекращения огня, потому что никто не имеет другой идеи, что еще можно сделать. То же это говорит о нехватке нашей креативности, внимания и представления. Мы должны еще раз хорошо обдумать, что здесь можно сделать в новом контексте ситуации, возможно пригласить новые страны к переговорам».
Конли называет мудрым идею назначения в американской администрации лица, которое бы координировало украинские вопросы. Впрочем, сначала правительство США должно сформировать четкие приоритеты политики в отношении Украины, говорит она:
«Назначение человека, который бы эксклюзивно работал с украинскими вопросами – это наверное очень умная идея. Но сначала США должны иметь политику, мы должны быть четкими и определить приоритеты в решении этого кризиса. Что США может сделать в тесном сотрудничестве с европейскими партнерами и другими. Это должны быть широкие усилия. Просто назначение лица может добавить нам какого-то комфорта. Впрочем сначала надо выработать политику, и тогда назначенное лицо могло бы опираться на эту политику».
Помочь в решении украинского конфликта могла бы Трансатлантическая программа вроде плана Маршала, введенная после Второй мировой, считает Конли, но Украина должна доказать, что готова меняться, добавляет она:
«Во многих аспектах возможно создание нечто вроде плана Маршала для Украины. Но прежде всего украинцы и их лидеры должны взять инициативу, что они хотят провести решительные реформы и изменить свою нынешнюю позицию. Ни один объем помощи этого не может сделать».
Украинцы должны объединиться вокруг очень болезненных шагов, говорит Гедер Конли, провести шокотерапию по примеру Польши: «Если нет согласия, когда есть борьба за то, как это делать, что делать, то эта помощь, хоть и существующая в Украине, доступная, она никогда не даст полного результата».