В марте прошлого года после митинга в честь памяти Тараса Шевченко в Симферополе задержали украинских активистов. Как изменилась их жизнь за этот год?
По новой традиции оккупационная власть Крыма 16 марта отмечает годовщину незаконного референдума, результаты которого Кремль использовал для аннексии украинского полуострова. Также в марте, но по давней традиции, украинцы Крыма почтили память Тараса Шевченко. В прошлом году в результате акции, которая состоялась 9 марта, трех крымчан - Александра Кравченко, Леонида Кузьмина и Вельдара Шукурджиєва - привлекли к административной ответственности. Их приговорили к 40 часам общественных работ, впоследствии наказание заменили на штраф в десять тысяч рублей. Участие в этой акции кардинально изменила дальнейшую жизнь активистов.
Александр Кравченко - 26-летний крымчанин, который родился и прожил всю жизнь в Симферопольском районе. В тот день он прочитал объявление в интернете, что состоится акция ко дню рождения украинского классика и решил принять в ней участие. В вышиванке, с оселедцем на голове и двумя лентами - желтой и голубой - его и задержали во время митинга. На следующий день суд вынес постановление об административном проступке за то, что он якобы нарушил порядок проведения акции. За несколько дней произошло уже второе задержание, когда Александр в таком же виде давал интервью польскому телевидению. На этот раз его уже доставили в "Центр Э" - так называется управление по противодействию экстремизму. Там Кравченко предупредили, что его подозревают в ведении экстремистской деятельности. Через это он через несколько дней покинул полуостров и отправился в Запорожье.
"Как раз 15 марта будет год, как я уехал из Крыма. Когда выезжал, то особо никого не знал, уже по дороге познакомился с мужчиной, который предложил пожить у него некоторое время", - рассказывает Кравченко. После приезда в Запорожье он познакомился с волонтерами, которым помогал некоторое время. А потом пошел в военкомат и записался добровольцем в Вооруженных сил Украины. "Прошел медкомиссию, принес присягу и уехал воевать. 1 апреля у меня будет 11 месяцев службы, а потом я хочу остаться на контракт", - делится планами крымчанин.
Родители Александра до сих пор живут в Крыму, с ними он общается по телефону. Говорит, что не жалеет, что выбрал именно такой жизненный путь: "Особых ожиданий от армии я не имел, трезво осознавал, что меня ждет. В Крыму я не видел никаких перспектив для себя". В то же время он понимал, что на материковой части Украины тоже будет сложно, ведь не имел ни жилища, ни работы. "Поэтому я решил идти защищать свою Родину, а потом строить собственное будущее", - заключает Александр.
Больше всего он скучает по родным. "Очень хочу домой, обнять маму. Мечтаю пойти учиться и работать учителем истории в сельской школе, чтобы будущие поколения не допускали войну на свою землю", - недавно написал Кравченко на свои странице в Facebook.
Жизнь 25-летнего симферопольца Леонида Кузьмина, который выступал организатором акции чествования Шевченко, тоже сильно изменилось за этот год. На следующий день после задержания его уволили с работы с формулировкой "не соответствует должности". На тот момент он уже несколько лет работал учителем истории в симферопольской школе. Сразу после вынесения постановления суда у него появилась идея организовать в Крыму Украинский культурный центр, который занимается просветительской деятельностью и распространением украинской культуры среди крымчан. Именно такая деятельность и стала поводом для многочисленных задержаний и вызовов Кузьмина в ФСБ и Центра Э, за прошлый год таких случаев было около десяти.
"В мае прошлого года мы решили сделать флешмоб в соцсетях - крымчанам нужно было выложить селфи в вышиванке. Мы с друзьями поехали на север полуострова, чтобы сделать фото на фоне надписи "Крым", но нас там уже ждали патрульные. Нас задержали, а фото в вышиванках мы делали в полицейском участке", - рассказывает Леонид.
Подобные случаи происходили постоянно: когда он с активистами возлагал цветы к памятнику Шевченко в День независимости Украины или к бюсту Богдана Хмельницого на День украинского казачества.
Кузьмин до сих пор остается в Крыму и пытается продолжать деятельность по популяризации украинской культуры. После увольнения из школы Леонид так и не смог найти в Крыму работу по профессии. "Сейчас я полностью сменил профиль - работаю помощником зубного техника. Я постоянно пытаюсь найти что-то близкое мне по гуманитарным профилем, но из-за закрытия многих техникумов и училищ это стало почти невозможно", - объясняет активист.
По словам Кузьмина, он пока планирует оставаться на полуострове, однако признается, что "мысли оставить Крым приходят все чаще". Главной причиной является давление: "Особых перспектив я здесь не имею, а еще я просто устал от постоянного общения с ФСБ и Центром Э, полицией".
Имя третьего осужденного активиста - 41-летнего Вельдара Шукурджиева - также известно, как в Крыму, так и по всей Украине. Он продолжал появляться даже на судебных заседаниях по своему делу с флагом Украины. Количество его задержаний в течение года за использование украинской символики на публичных акциях тоже была рекордной. Так же он все время имел проблемы с пересечением административной границы с Крымом, где его неоднократно задерживали и проводили беседы сотрудники ФСБ.
Шукурджиєв приобщился к деятельности Украинского культурного центра в Симферополе. Однако постоянные проблемы с силовыми структурами вынудили перевезти свою семью в Киев. Самого Вельдара сначала обвиняли в экстремистской деятельности, теперь уже в разжигании межнациональной розни.
За то, что на полуострове до сих пор остаются родители Шукурджиева, а также ведения им деятельности в культурном центре, он вынужден все время пересекать крымскую границу. Во время последней такой поездки рабочие российской пограничной службы недвусмысленно намекнули ему о запрете въезда на полуостров до 2020 года, а также отмечали необходимость получения паспорта гражданина Российской Федерации. Однако Вельдар Шукурждиев намерен продолжить свою деятельность, а также требовать постановления суда и официального разъяснения в случае запрета на въезд в Крым.