Запрет ввоза на территорию Украины книг кремлевских пропагандистов – оправданное средство борьбы в условиях войны, считают немало украинских экспертов. Однако есть у такого подхода и критики.
Запрет Государственной фискальной службы (ГФС) на ввоз в Украину 38 книг антиукраинского направления вызвал широкий резонанс среди политиков и журналистов. Этот шаг стал очередным мероприятием Киева на противодействие российской пропаганде. В списке содержатся, к примеру, книги с такими говорящими названиями как "Конец проекта Украина", "Евразийский реванш России", "Киев капут" или "Сверхчеловек говорит по-русски".
Учитывая агрессивную информационную политику Москвы, эксперты и общественные деятели в Украине в целом положительно отнеслись к запрету на ввоз "антиукраинской" литературы. Политолог Александр Палий даже убежден, что меры в ответ на российскую пропаганду должны быть более решительными. "Ибо в таком контексте работают более жесткие методы борьбы за национальную безопасность", - убежден Палий.
Такое мнение разделяет и директор издательства "Основы" Богдана Павлычко. Она считает, что содержание книг, которые внесены в запретительный список - "полная чушь, жуткая и страшная", поэтому они не должны попадать в Украину. "С антиукраинской пропагандистской литературой в Украине, которая уже присутствует на нашем рынке, безусловно, надо бороться", - сказала Павлычко в комментарии DW.
Писательница Светлана Поваляева идет даже еще дальше. Она заявляет, что Украине надо дистанцироваться от российского культурного пространства. "Я не устаю повторять: нам нужен карантин с Россией, лет на сто, и полная переориентация на мировую культуру", - говорит Поваляева. Она убеждена, что запрет "антиукраинских" книг оправдан и называет книги из списка "враждебным трэшем".
Читайте также: Запрет российских книг в Украине: ГФС обещает разобраться
Зато поэт Иван Драч считает, что серьезной угрозы для Украины российские пропагандистские книжки не представляют. По его словам, он знаком, в частности, с творчеством Эдуарда Лимонова, хотя и не с книгой, указанному в списке ГФС, и не думает, что "оно такая страшная". "Думаю, что наше неумение, неорганизованность, вечная и неистребимая коррупция вредят национальной безопасности гораздо больше, чем эти книги", - сказал поэт в разговоре с DW.
В то же время звучит и критика тех методов, с которыми Киев борется с российской пропагандой. В организации "Репортеры без границ" запрет на ввоз книг назвали "ограничением свободы информации и выражения мнения". В то же время, от дальнейших комментариев в организации в данном случае воздержались. К критикам создание "запретного списка" принадлежит и ученый Антон Шеховцов. "Я вообще не считаю, что стоит запрещать любые книги. В частности потому, что это в какой-то степени повторяет российские авторитарные практики по составлению списков экстремистской литературы", - критикует Шеховцов. Он говорит, что как исследователь праворадикальных движений Европы знаком, минимум, с половиной произведений из списка. Ученый констатирует, что среди запрещенных книг действительно есть немало таких, которые противоречат украинскому законодательству. "Они имеют антиукраинское направление, пропагандирующие войну и насилие, подрывают суверенитет и территориальную целостность Украины", - отмечает Шеховцов.
По его мнению, список мог бы быть даже шире. "В частности, в списке представлены две последние книги Александра Дугина. Но его перу принадлежат десятки книг, которые очень мало отличаются от тех двух, что представлены в списке", - говорит Андрей Шеховцов. Исследователь критикует, что список составлен "произвольно" – на усмотрение отдельных чиновников, а не по решению суда.