Украина и Россия: дипломатический квест

Оружие для УкраиныВ начале февраля Украина, а вместе с ней и западный истеблишмент замерли в ожидании: в США заговорили о необходимости поставок оружия Украине.

Поняв, что дело идет к войне в Европе Ангела Меркель и Франсуа Олланд срочно собрались в Киев, потом в Москву, затем на выходных в Мюнхен на конференцию по вопросам безопасности, куда съехались лидеры стран, дипломаты, эксперты и руководители крупных компаний, а в коридорах чаще всего было слышать слова «Украина» и «Россия».

Хотя обсуждать собирались и «ИГИЛ» с Ближним Востоком, и гибридную войну, и кибербезопасность и обустройство ООН, и Еболу. Когда пошли собственно выступления участников, залихорадило СМИ: посыпались заголовки и цитаты из выступлений Джорджа Сороса - что «Украина является тем, чем должна быть Европа, - участницкой демократией», американских сенаторов-республиканцев - что Киеву нужно оказать помощь оружием, и издевки из выступления Сергея Лаврова. Последний особенно радовал украинскую аудиторию, но на месте, в конференц-зале мюнхенского отеля, звучал скорее нервный смех, ведь было понятно: риторика главы российского МИД не дает поводов для оптимизма или надежд на какой-то конструктивный диалог.

Читайте также: Британские исследователи: Украине требуется больше оружия

Настроения на конференции разделились примерно поровну. Очевидно, что немцы (как и большинство западноевропейцев) критичны к России, но одновременно скептичны в отношении вооруженной поддержки Украины. Часть зала встречала их аргументы аплодисментами. Американцы допускали возможность предоставления нашему государству оружия для защиты, но это звучало больше в смысле отдаленной перспективы, и трудно представить, что должно происходить на территории Украины, чтобы такое оружие наконец поступила. Их позицию аплодисментами встречала другая, почти такая же часть аудитории.

Это хорошо иллюстрировало пропорциональную разницу во взглядах на варианты урегулирования украинско-российского конфликта. Очевидно одно: всем (о россиянах здесь не идет речь, хотя вряд ли они, если быть честными с собой, в восторге от политики своего лидера) хочется мирного решения. Просто одни верят в него или хотят верить (а многие, наверное, готовы навязать Украине российские требования, чтобы только забыть про конфликт и угрозу, которая нависла над европейской безопасностью, и вернуться к нормальной жизни и бизнесу, даже если Украина после того тихонько себе федерализируется, развалится и забудется не без помощи агрессивного соседа). А вторые просто не верят, что в случае России дипломатическое решение, которое сильно не навредит интересам Украины, вообще возможно.

Читайте также: Минская встреча и оружие для Украины в ракурсе европейской прессы

9 февраля на совместной пресс-конференции Ангелы Меркель и Барака Обамы прозвучал вопрос, разнятся ли эти мировые лидеры в позициях относительно вооружения (бундесканцлер говорит, что видит только дипломатическое решение, а президент США - что его страна рассмотрит разные варианты, если Россия будет продолжать движение по сегодняшнему пути) отражало их роль как «плохого и хорошего полицейских», и действительно ли в них разные взгляды на ситуацию в Украине.

Обама ответил: «...если дипломатия не принесет результатов, я попросил свою команду рассмотреть все возможные варианты... и вариант предоставления летального защитного вооружения - одна из опций». Однако решение об этом еще не принято, подчеркнул он. Меркель, в свою очередь, ответила, что вместе с французским президентом решила прибегнуть к еще одной попытке урегулировать конфликт дипломатично, установить перемирие и создать условия, при которых каждый день не будет гибнуть мирное население. Европейские министры иностранных дел, согласно ее словам, уже дали задание Еврокомиссии подумать про дальнейшие возможные санкции. Но канцлер подытожила, что «сама не могла бы жить, не попробовав... Однако если в какой-то момент придется сказать, что успех невозможен, даже приложив все усилия, США и Европе надо будет рассмотреть дальнейшие варианты действий».

Двое лидеров в унисон говорили, что перспектива военного решения конфликта незначительна. Во-первых, Россия может бесконечно поставлять оружие и живую силу боевикам на Донбассе. Во-вторых, у Украины с Россией очень протяженная общая граница, и обеспечить её эффективный контроль было бы очень сложно. К тому, на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, и Меркель, стоит заметить, и ее министр обороны Урсула фон дер Ляйен отвергали вариант силового завершения вооруженного конфликта.

Читайте также: Госсекретарь и вице-президент США поддерживают вооружение Украины

А 10 февраля лидеры Комитета по Вооруженным силам Палаты представителей американского Конгресса республиканец Мак Торнберри и демократ Адам Смит (стоит заметить, политики из разных лагерей) - подали законопроект, предусматривающий обучение и оснащение украинских силовиков, а также предоставление им летальной оборонительного оружия на $1 млрд в течение периода до 30 сентября 2017 года, чтобы помочь им защитить «свою суверенную территорию от иностранных агрессоров». То есть количество тех, кто категорически против предоставления Украине оружия, в США стремительно уменьшается.

Все это отнюдь не означает готовности или решение европейцев и американцев действовать жестко именно в военном плане. Больше похоже на то, что они боятся дальних - и, скорее всего, непредсказуемых для них самих действий России. Но похоже также, что, несмотря на разницу во взглядах, ЕС и США понимают: им необходимо единство. Собираются ли они ее хранить в противостоянии с Москвой. Кроме того, они могут говорить, что следует привлекать Россию к каким-то международным делам вроде конфликта на Ближнем Востоке или переговоров о ядерной программе Ирана, но в ближайшее время не будут воспринимать ее как надежного или цивилизованного партнера. И доверие, что выстраивалась между РФ и Западом минимум последнее десятилетие через европейский бизнес и инвестиции, американскую политику перезагрузки и совместное участие в международных инициативах вроде решения проблемы с режимом Асада в Сирии, свелось на нет. Хотя была вполне ощутимой даже еще в начале российской аннексии Крыма и агрессии на Донбассе.

Для Украины же очень важны и другие сигналы. Например, Reuters сообщает, что G7 вкупе с МВФ рассматривает возможность предоставления Украине гораздо большего пакета помощи, до 40 млрд. долларов, признавая, что наша страна на грани банкротства. Об этом, кстати, вспомнила и Меркель, когда выступала в Мюнхене. Надо отметить, что про финансовую помощь она говорит спокойнее, чем об оружии.

Что касается Украины, то, несмотря на переговоры в Минске, надежд на то, что путинская агрессия на истощение закончится быстро, крайне мало. Что бы там кто кому обещал, все будет зависеть от того, имеет ли Запад инструмент, чтобы заставить Россию к исполнению этих обещаний, а не притворство, будто ее нет в Украине. Судя по последнему году, из дискуссий по безопасности и по риторике лидеров стран, такого инструмента у них нет. Поэтому и Украине, и бундесканцлерке надо готовиться к противостоянию, пишет Анна Корбут для издания Тыждень.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки