В последнее время западные лидеры демонстрируют скоординированное единство в своем давлении на Россию.
Впрочем, многие обозреватели отмечают, что реакция Западного мира отстает от событий в Украине. Когда на ситуацию можно повлиять санкциями ЕС и США выражают обеспокоенность. Когда нужна военная помощь - в ход идут санкции.
Такое промедление вызвано не страхом перед Россией и не внутренними разногласиями между Европой и США - а нестандартностью всей проблемы - заявил в интервью «Голосу Америки» Джеффри Харрис из офиса связи Европейского парламента и Конгресса США.
Джеффри Харрис занимается координацией политики трансатлантических союзников во внешнеполитических вопросах на законодательном уровне. Он согласен, что ЕС, как и США, в принятии своих решений отставали от логики развития событий в Украине. Российская агрессия в Украине, говорит он, застала всех врасплох: «У нас была политика добрососедства, партнерства с Россией. Сначала у нас было впечатление, что происходящее в Украине - буря в стакане воды. Но когда начались убийства людей, когда начали сбивать самолеты, отношение, конечно, изменилось. Никто не ожидал таких действий от президента Российской Федерации. Возможно, какие-то заявления, но не военные действия, которые включают нарушения суверенитета Украины. Так, была озабоченность внутренним конституционным развитием России. Мы видели, как там прошли выборы, дело Магнитского, Ходорковского, нарушения прав человека на Кавказе, войну в Грузии. Но в то же время верили, что Россия хочет участвовать в глобальных политических и экономических структурах как влиятельный партнер».
Читайте также: В огненном кругу или как Европейская политика соседства не оправдала ожидания
Харрис говорит, что Путин не скрывал своего пренебрежительного отношения к суверенитету Украины в публичных выступлениях и в разговорах с европейскими лидерами. Но Гаррис говорит, что к ним так и относились - как к разговорам. «Даже президент Баррозу, когда он был здесь в Атлантическом совете, вспомнил, что в разговорах Путин мог сказать, что Украина - не настоящая страна. Но Баррозу не мог и представить, что это приведет к военному вторжению и явному обману, когда они притворяются, что не вовлечены в конфликт, который сами же и начали».
Бывший чемпион мира по шахматам, а ныне - оппозиционный российский деятель Гарри Каспаров считает, что западные лидеры отказываются учить уроки истории, главный из которых тот, что диктатору, который представляет угрозу безопасности, надо противостоять немедленно: «Если бы те же самые санкции, которые есть сегодня, были введены в феврале, я верю, что мы бы сохранили тысячи жизней в Восточной Украине. Если бы Украина получила даже небольшое количество современного оружия, которая ей необходима, чтобы отразить российскую агрессию, Владимир Путин, возможно, так бы нагло не продвигал российскую армию на территорию Украины».
Еврочиновник Джеффри Харрис убеждает - Запад реагировал так быстро, как мог: «Мы должны были спешить, чтобы не отставать от ситуации - санкции, военная подготовка, решение саммита НАТО, которые однозначно показывают, что у нас единая позиция».
Читайте также: NYT: Путин раскрывает карты
Что готовы делать европейцы в дальнейшем? На сегодня, по словам Гарриса, европейцы ждут дальнейшего эффекта от санкций и надеются, что на ситуацию в России повлияет гнев родственников погибших российских солдат: «Учитывая, что руководство НАТО не считает, что ситуацию в Украине можно решить военным путем, легко предположить, что Запад будет и дальше прибегать к санкциям, которые имеют значительный эффект на экономику России. Но сложно предсказать, как экономическая ситуация повлияет на политическую. Также, хотя президент России делает вид, что в Украине воюют только граждане Украины, матери, отцы, братья и сестры погибших россиян знают, что это не правда. Как показал Афганистан для Советского Союза и Вьетнам - США - подобные явления имеют большое влияние на общественное мнение».
Готовы ли европейцы и не поддаваться на газовый шантаж со стороны России? «Посмотрим, достигнет ли цели энергетическое оружие. Вероятно, от нее больше пострадает тот, кто ее использует, потому что России нужен рынок сбыта. Мы должны выстоять. И даже неприятная перспектива холодной зимы не пугает многих людей в Европе и они не говорят - ну, хорошо, давайте про все забудем», отметил Джеффри Харрис.