Причины агрессии России и задачи Украины по стабилизации

Задачи для УкраиныРоссия - государство-реваншист, которая хочет вернуть себе доминантную позицию бывшего СССР, то есть вернуться в прошлое. Агрессия России против Украины развилась настолько, что уже разве, что очень осторожные дипломаты и политики пробуют обмануть себя, не называя ее полноформатной войной.

Тем самым они поддерживают режим Путина, который отстаивает именно такой тезис - мол, Россия ко внутреннему конфликта в Украине ничего не имеет. Но что заставило Путина пойти на такой рискованный шаг? Есть причины международного характера. Есть причины внутреннего российского характера. И есть причины, связанные с развитием событий в Украине.

Конечно, они связаны между собой. Однако для лучшего осознания политических и экономических процессов, происходящих на разных уровнях, я бы предлагал сгруппировать причины именно по этим трем признакам, пишет Тарас Возняк для Захид.нет.

Причины международного характера

В мире сформировались три главные центра глобального геополитического влияния:

- США с их институциональной и геополитической периферией;

- Европейский Союз с его институциональной и геополитической периферией (ОБСЕ, Совет Европы, Европейский банк реконструкции и развития и др.), причем Украина входит в его институциональную и геополитическую периферию и даже после очередного Майдана сделала заявку на еще более глубокую интеграцию;

- Китай с его институциональной и геополитической периферией. Причем на наших глазах Российская Федерация все глубже заходит в институциональную и геополитическую периферию Китая. Это и сотрудничество в ШОС, и мощные инфраструктурные проекты по экспорту нефти и газа из Сибири в Китай.

Но есть ряд стран, которые имеют геополитические амбиции, но не имеют ресурсов для их реализации. Это государства-ревизионисты, которые хотят войти в этот доминантный триумвират, или его сломать.

До сих государств-ревизионистов принадлежат, как не парадоксально, тот самый Китай, который сейчас отвоевывает ведущее место в этом триумвирате. Поэтому позиция Китая двусмысленная. Это Россия, которая хочет вернуть контроль над всем постсоветским пространством, включая страны бывшего социалистического лагеря. И это Иран, который претендует на ведущую роль в исламском мире.

В случае Российской Федерации можно смело говорить, что это не только государство-ревизионист, но и государство-реваншист, которое хочет вернуть себе доминантную позицию бывшего СССР - то есть вернуться в прошлое.

В экономическом смысле на мировой арене наблюдаются два противоречивых процесса. С одной стороны, мы видим усилия США сформировать евроатлантическую зону свободной торговли. Основными составляющими такой евроатлантической зоны свободной торговли должны стать зона свободной торговли НАФТА (США, Канада, Мексика) и зона свободной торговли США и ЕС.

Этот проект усиливает позиции США и ЕС в их конкуренции с Китаем, который постепенно берет на себя большую часть реальной, не спекулятивной экономики.

Вместе с тем проект евроатлантической зоны свободной торговли, куда прицепным вагоном будет входить и Украина, является смертельным для геополитических прожектов Путина, который хочет сформировать свой маленький за объемами, а не за территорией Евразійський таможенный союз.

Читайте также: Путин не избежит Гааги

Однако есть и более тревожные тенденции, которые могут противодействовать евроатлантической зоне свободной торговли. В последнее время можно увидеть признаки формирования удивительного взаимопонимания Китая, России и, о чудо, Германии. Что касается китайско-российского тандема, то здесь все понятно - Россия в тупике. Однако Германия, незаметно и очень глубоко зайдя в российскую экономику, не только боится разрыва этих связей. Очевидно, немецкий бизнес увидел большую перспективу в прямом сотрудничестве с Китаем. Тем более, если Китай будет иметь напряженные отношения с США и их периферией, что непременно отразится на объеме и уровне экономических отношений.

В контексте этих тенденций будущая констелляция мира не такая уж и очевидная. Доминантный триумвират может быть разрушен. Тем более, что мы видим, какие титанические усилия прилагает Путин на международной арене, пробуя искать себе союзников от Кубы до Бразилии.

Однако на сегодня триумвират все же актуален, поэтому не считаться с ним невозможно.

Как видим, Россия, вылетев из «большой двойки» СССР и США еще в 1991 году, оказалась на задворках. Доминантная «большая тройка» США, ЕС и КНР отвели ей второстепенную роль. Это никак не коррелирует с ядерным статусом России, которая живет воспоминаниями о прошлом.

Не менее существенной причиной такого шага режима Путина стало осознание им слабой политической воли и эгоизма политических элит ЕС и США. Ему долго удавалось их обманывать. Он провел массированную кампанию подкупа различных элитных групп на Западе - от руководителей государств, как-вот Герхарда Шредера, до ведущих аналитиков, интеллектуалов, поп-звезд и т.д.

Куража Путину придавало явное нежелание и даже неспособность Запада отстаивать не то что свои принципы - европейскую идею или идею свободы - но даже свои интересы. Запад начал отступать - как это было в случае российско-грузинской войны 2008 г., когда Грузию по-сути предали.

Причины внутреннего российского характера

Россия потеряла свои доминантные позиции в мире. И это привело не только к имиджевым потерям. Это привело к цивилизационной деградации. А эта деградация имеет множество сторон. Это и технический и научный регресс, и инфраструктурный регресс, и депопуляция, и потеря идеологических мотиваций и т.д. В результате Россия в значительной степени стала объектом, а не субъектом международной политики. И действительно, учитывая ее слабость России навязывают правила игры. Хоть эти правила игры могут быть и полезны тем, кому их навязывают - как соблюдение принципа прав человека или сохранение мирового status quo. К сожалению или к счастью, так было и так будет в мировой политике. И слабому игроку этого не избежать.

Путин как русско-советский реваншист сделал отчаянную попытку переломить эти тенденции.

Однако клептократический (воровской) характер его режима не мог этого позволить - большинство ресурсов страны, а это в основном средства от экспорта газа и нефти, разворовывал правящий класс. Россия оказалась на грани банкротства, которое было жестко привязано к стоимости нефти и газа на мировом рынке. А её оппоненты имеют возможность стоимость нефти резко снизить, хотя тоже боятся это делать, чтобы не привести к непредсказуемым последствиям. Российская экономика начала стагнировать.

Все это привело к резкому падению рейтинга Путина, поэтому нужны были экстренные меры, чтобы сделать его режим снова популярным. Такими экстренными мерами был признан переход к практическому восстановлении российско-советской зоны влияния. Тем более, что опыт аннексии грузинских территорий стимулировал Путина к дальнейшей агрессий.

Кроме того, России, с сырьевым способом мышления ее элит, нужны ресурсы. И не про ископаемые речь, а про людей. Бешеная депопуляция грозит ей потерей контроля над пустыми ее территориями Востока. Российские элиты хорошо понимают, что время играет не на их пользу, за этим опустошением огромных регионов спокойно наблюдает Великий Китай. Поэтому нужны ресурсы. Россия уже выгребла более-менее квалифицированный человеческий ресурс из Средней Азии. Единственное, что осталось, это северный Казахстан, Украина, Беларусь.

Экономические неурядицы и тотальная зачистка в отношении демократической оппозиции оставили на политическом поле России или путинских клептократов, или же крайне правых русских националистов. Поэтому вполне естественно произошла смычка клептократов и националистов. Так сформировалось ударное ядро сегодняшнего путинского режима. И долго эта гремучая смесь оставаться в состоянии покоя не могла. Тем более, что режим только поднимал температуру в своей колбе - она должна выбросить всю эту энергию постоянного унижения, неудач и ненависти.

Читайте также: Последствия прекращения украинско-российской торговли

Эти крайние националистические настроения безумно раскрутила официальная путинская пропагандистская машина. Но зацвели они потому, что попали на очень благодатную почву российского общества, которое, как оказалось, тоже жаждало реванша.

Жертвами стали Украина 2004-го, Эстония 2007-го, потом Грузия 2008-го и теперь снова Украина 2013-2014 гг.

Очевидно, что Путин принял для себя такую программу действий: постоянные войны по периферии России, превращения периферии России на выжженные, безнадежные территории вроде Приднестровья, Абхазии, Северной Осетии.

Эта перманентная война имеет целью не столько реставрацию СССР, как сохранение самого Путина и его клептократического режима у власти бесконечно.

Поэтому Путину нужно было перейти границу любой морали или даже приличия сжечь мосты и замкнуться в «суверенной» России. Конечно, это путь автаркии. Для России это конец. Однако персонально для Путина сотоварищи - единственное возможное спасение от судьбы Саддама Хусейна или Муаммара Каддафи. Путин решил, что ему больше подходит смягченная судьба династии Ким Ир Сена, Ким Чен Ира и Ким Чен Ына.

Причины внутреннего украинского характера

Украина в своем внутреннем развитии за 23 года независимости не выполнила нескольких основных задач. Она не провела того комплекса общественных, экономических и политических реформ, которые были и являются крайне необходимыми для того, чтобы такое политическое образование, как государство Украина, вообще могло существовать.

Причиной тому является жадность, недальновидность и трусость украинских правящих групп. Иногда, как в случае президентства Януковича, можно употреблять не термин «группа», а «организованная преступная группировка».

Президенты Кравчук и Кучма были заняты грабежом общенациональной собственности. Президент Ющенко продемонстрировал достойное удивлению трусость и безответственность. Янукович, кроме грабежа, просто готовил страну к аншлюсу.

Поэтому Украина периодически взрывалась. Потому что несмотря на все социальные процессы шли своим ходом. Появлялся независимый бизнес, средний класс, менялись активные генерации - а властные группы и дальше застряли в начале 1990-х.

Какие задачи должна и должна решить Украина, чтобы сохраниться как политический проект

1. Обеспечить свою институциональную безопасность. После двух десятилетий стагнации (Кравчук, Кучма, Ющенко) и активного вижирання государственных институтов изнутри (Янукович) эти государственные институты (представительные и исполнительные органы, судебная система, армия, спецслужбы и т.д. до последней поликлиники) стали дисфункциональными. Они не выполняют задач, которые должны выполнять. Милиционеры - обеспечивать правопорядок, а врачи - лечить.

Поэтому мы должны заново построить все без исключения государственные институты. Не уверен, что можно отделаться «реформированием». Это уже не раз было. И ничего по сути не дало.

Гарантировать свою институциональную безопасность мы можем только через адаптацию опыта развития европейских институтов.

Когда Украина получила возможность сделать первый шаг в Вильнюсе и подписать Соглашение об ассоциации, которое предусматривало и глубокую институциональную перестройку, - Россия стала дыбом.

Потому что Украина не имела права стать хотя бы относительно устойчивой и функционирующей страной. Украина должна стать «несостоятельным государством» (англ. failed state) - государством, которая не способна поддерживать свое существование как жизнеспособная политическая и экономическая единица. Это также государство, которое становится неуправляемым и недостаточно легитимным в глазах международного сообщества в связи с распадом государственной власти.

2. Обеспечить свою экономическую безопасность. Мы видим, как Украина все больше подчинялась экономическим интересам России, как Россия принуждала Украину терять независимость каждый раз от дорогого российского газа. Как Россия руками таких себе януковичей блокировала все попытки оптимизировать украинскую экономику.

В украинской геополитической ситуации обеспечить свою экономическую безопасность от постоянных посягательств России Украина может только в рамках широкой интеграции с ЕС. А в дальнейшем, возможно, даже в рамках евроатлантической зоны свободной торговли от Гонолулу до Тбилиси.

Когда Украина имела возможность сделать первый шаг в Вильнюсе и подписать соглашение об ассоциации - Россия стала дыбом и запретила Януковичу ее подписать. Потому что Украина не имела права стать хотя бы относительно зажиточной, а, следовательно, более стабильной страной.

3. Обеспечить свою безопасность как политического суверена. Речь идет главным образом о военной безопасности. Хотя не только. Сегодня безопасность трактуется очень широко.

За два десятилетия Украина так и не смогла уберечься от посягательств на ее суверенитет в самом широком смысле слова. Потому что не про одну территорию говорится. Ломка права наших граждан за рубежом тоже базируется на ее праве как суверена.

Если Кравчук, Кучма и Ющенко занимались вопросами безопасности, скорее, на периферии своих интересов, то Янукович начал активно разрушать систему национальной безопасности Украины - начиная от изменения концепции национальной безопасности, военной доктрины, заканчивая разрушением армии, спецслужб и подчинения их русской агентуре.

Поэтому, когда началась российская агрессия в Крыму, уничтоженные армия и спецслужбы оказались совершенно неспособными ни в техническом, ни в моральном смысле слова ей противостоять.

Только, когда Путин продолжил интервенцию на Донбассе - то эффективное сопротивление начали оказывать скорее добровольческие, чем регулярные милиарные или парамилитарные подразделения. Так начала возрождаться украинская армия.

Однако по-настоящему обеспечить свою безопасность как реального суверена Украина может только в сотрудничестве с НАТО, которое тоже начало просыпаться после лет летаргического сна. И здесь есть целый ряд возможностей - от прямого членства в НАТО, которое гарантирует совместную оборону территории, к максимальному расширению инструментов сотрудничества с НАТО, что более реально.

В последние дни прозвучало очень симптоматична предложение США сделать Украину, Молдову и Грузию особыми партнерами НАТО. Это интересное предложение, хотя еще не конкретизирована.

Читайте также: США предоставят Украине статус союзника

Однако уже очевидно, что в обеспечении безопасности в регионе, прежде всего, заинтересованы Эстония, Латвия, Литва, Польша, Украина, Румыния, Великобритания, Швеция, Норвегия и США. Возможно, это контуры еще одной безопасной структуры. Так же мы видим, как Россия превратила ОБСЕ во вторую бессильную Лигу наций. Не менее очевидным является и оппортунизм в вопросе российско-украинской войны и ряда действительных членов НАТО.

Задача обеспечения институциональной, экономической и военной безопасности стали главными задачами, которые поставила сама жизнь, и которые жестко поставил перед политическим классом Украины Евромайдан 2014 года.

Задача Путина, который развязал войну с Украиной, - это сорвать любые попытки обеспечить институциональную, экономическую и военную безопасность Украины и если не подчинить ее себе окончательно, то превратить в полностью «несостоятельное государство». Его лозунг - чем хуже, тем лучше. Поэтому он с помощью своих террористов будет максимально уничтожать всю институциональную, экономическую и военную Украину. Что и делает.

И вменяемый политический класс Украины, и Путин осознали серьезность постановки вопроса.

Политическому классу было почти некуда деваться - он в конце-концов, несмотря на все свое нежелание или некомпетентность, будет вынужден выполнить эти три задачи - иначе его сметет не только народ, но и объективный ход событий.

Зато Путин решил просто разрушить Украину как политическую конструкцию. Что и привело к российской войне против Украины в 2014 году.

Поэтому, несмотря на российскую агрессию, несмотря на нежелание части оппортунистов в стране и за рубежом, должны, находясь в состоянии войны, обеспечить институциональную, экономическую и военную безопасность страны.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки