Россия приняла решение дестабилизировать ситуацию в Украине и ведет с ней пропагандистскую войну, целью которой является показать, что Киев не может самостоятельно решить свои проблемы.
Слова Владимира Путина о распаде СССР, как величайшей геополитической катастрофе XX века, приобретают особое значение в контексте российско-украинских отношений. Кроме изменений на карте Европы, которые произошли после падения реального социализма, может показаться, что Москва и в дальнейшем не воспринимает Киев, как иностранное государство и использует это в своих международных играх, пытаясь его вернуть, хотя бы, как недавно, предоставив срочную финансовую помощь, пишет Филип Мемхес для издания Rzeczpospolita.
Особенно важным является обоснование Путиным предоставления такой помощи. Хозяин Кремля назвал Украину - «братским народом», а потому - по его мнению, Россия должна относиться к своему южному соседу как близкий родственник, - когда он в этом нуждается - идет ему навстречу.
Читайте также: Дорогая победа Путина
Конечно, российский президент отметил, что Москва не имеет ничего против устремлений Киева в сторону Запада. Однако, стоит сделать выводы из высказываний Путина. Российский руководитель не использует относительно Европейского Союза определение «братская организация».
Следовательно, если Украина приняла решение подписать соглашение с ЕС (что одновременно означало бы не вхождение ее в русско-белорусско-казахский Таможенный Союз), то она бы отреклась от «брата» в пользу союза с какими-то чужаками».
Часть России. Малейшая возможность оказаться Киеву в сфере влияния Брюсселя, может означать реализацию прогнозов российских диссидентов. Ведь нельзя допустить развода в «семье». А попытки этого добиться делались с 1991 года, когда Украина объявила о своей независимости. Однако Киев и в дальнейшем балансирует между Востоком и Западом.
Исторически Россия всегда рассматривала Украину как часть самой себя. С XVII века и вплоть до начала XX-го, даже называла ее «Малороссией». И хотя в Советском Союзе и отказались от такого определения, Украина входила к нему как «братская земля» России, которая свои корни видит в Киевской Руси.
А потому, если брат отворачивается в сторону запада и ищет себе там союзников, то нет ничего удивительного, что это вызывает у России гневную реакцию. Так было в период оранжевой революции (тогда еще речь шла об «измене» в пользу крупнейшего врага Москвы - Вашингтона), так происходит и теперь. Интернет пестрит российской пропагандой, с антиукраинскими образами.
На Facebook активно муссируются высказывания, о неблагодарности украинцев относительно российского «брата». Описывается карта сегодняшней Украины. Отдельно выделяются части государства, которые она получила в «подарок» от российских руководителей в течение 1654-1954 лет. Согласно этой карты следует, что Украины бы не существовало в ее нынешних границах, если бы, например, царская семья не «подарила» ей Киев, Ленин - Харьков и Одессу, а Хрущев - Крым.
Конечно, здесь не нет ни одного комментария, в котором бы говорилось о том, что такие «подарки» были элементом завоевания или административной политики российского государства, а затем и советского, и ни в коем случае не предусматривали предоставление независимости Украине.
На Facebook можно найти и другие карты - из которых следует, что распад Украины необратим, поскольку в ней проживают два разных народа: один стремится к Западу, а другой в Россию.
Читайте также: Безвыигрышная ситуация для России в борьбе за Украину
Страна в упадке. Российский оппозиционный политик Андрей Илларионов считает, что Москва в Украине реализует собственный сценарий - аналогичный тому, который в 2008 году был воплощен в жизнь для отделения Южной Осетии и Абхазии от Грузии. Он отмечает, что курс евроинтеграции Украины сейчас поддерживает большинство украинского общества. Мало того - утверждает Илларионов - Виктору Януковичу удалось в этом убедить не только аппарат своей партии - Партии Регионов, но и недоброжелательный в отношении Запада русскоязычный электорат. Поэтому, поясняет политик, Россия стремясь противодействовать этому, решила дестабилизировать ситуацию в Украине и ведет с ней пропагандистскую войну, целью которой является показать, что Киев не может самостоятельно справиться со своими проблемами.
По мнению Илларионова, важным элементом в этой войне является привлечение такого «агрессивного пропагандистского монстра», как агентство «Россия Сегодня». Оно было образовано на базе агентства РИА Новости, которое было реорганизовано постановлением Владимира Путина. Шефом «Россия Сегодня» - назначенным тоже Путиным - стал телевизионный журналист Дмитрий Киселев - тот самый, который назвал людей, которые собрались на киевских площадях «вонючим лагерем», который все дальше отдаляется от современных стандартов европейской, цивилизованной жизни.
Такая риторика не является новой. Украина, со времен оранжевой революции в российской пропаганде постоянно называется «загнивающей страной», которая находится в перманентном кризисе и приближается к пропасти, что должно - в заключении - делегитимизировать ее суверенитет. Это напоминает - как отмечает украинский политолог Николай Рябчук - межвоенные рассказы немецких чиновников, которые формировали мнение о Польше, как о «временной стране».
Украинский нацизм. Сейчас в подобном тоне российские пропагандисты пытаются компрометировать Украину. Ныне можно услышать и прочитать не только об анархии, которая существует в политической жизни Украины, но и о возрождении «украинского нацизма». Дело в том, что необандеровская историческая политика - потому что о ней в данном случае идет речь - которую олицетворяет партия «Свобода», не определяет ныне ключевые для Украины и ее соседей дела.
Конечно, нельзя легкомысленно относиться к этой политики. У поляков есть достаточно оснований, чтобы протестовать против замалчивания преступлений украинских националистов. Но преувеличение необандеровских тенденций - это означало бы передать мяч на поле Кремля.
«Украинский нацизм» это только отвлекающая тема, которая прекрасно прикрывает империалистические аппетиты Москвы в отношении Киева и ее отношение к собственной исторической памяти. Россия пытается посеять, где это возможно, следы фашизма, благодаря чему может отвлекать людей на Западе от того, что она как наследник СССР не рассталась с политикой этой страны со времен второй мировой войны.
Читайте также: Россия против Европы
Как следствие, такая политика «украинского нацизма», должна вызвать возмущение в западной среде, в которой формируется общее мнение, которое очень чувствительно относится ко всем проявлениям таких явлений, как национализм, расизм, ксенофобия, антисемитизм. Если бы вдруг в Украине начались бы происходить погромы русских, евреев, поляков, то лучше ее вообще не принимать в европейскую семью. Что же тогда делать со страной, которая не способна быть самостоятельным, а к тому же с возрождением таких негативных политических традиций?
Разделиться?
Понятно, что российские пропагандисты четко подчеркивают, что Украина сама должна определять свое будущее, а потому никто не должен навязывать ей то, к какой организации ей присоединятся. Все это происходит параллельно с обвинением в адрес государств ЕС (особенно Польши и Швеции, как инициаторов Восточного Партнерства) относительно вмешательства во внутренние дела Киева.
Однако, сама Россия не скрывает, что воспринимает Украину как свою «сферу привилегированных интересов». В частности, она делает все, чтобы «брату» создать поле такого выбора, который в конечном варианте позволил в какой-то форме объединить «семью» в Таможенном Союзе. Только что делать с «уродами», которые выбирают Запад? Может Россия захочет поделиться с ними своей «сферой привилегированных интересов»?