Гаагский суд ООН требует от России прекратить нарушения прав этнических украинцев и татар в Крыму, в частности обеспечить права крымскотатарской общины на представительские институты, включая Меджлис и обеспечить доступ к образованию на украинском языке.
Эти временные меры были введены Международным судом ООН на требование Украины для прекращения нарушения Россией Международной конвенции по предотвращению расовой дискриминации к рассмотрению иска Украины к России по сути. Украинские юристы смогли убедить суд в правомерности применения этой Конвенции, предоставить свидетельства нарушений, а также доказать, что Украина приложила значительные усилия по решению этого вопроса дипломатическим путем, однако все эти предложения отклонялись российской стороной.
В своем решении Международный суд также ссылается на выводы Управления верховного комиссара ООН по правам человека от августа 2016 года и ноября 2015, а также на отчет Мониторинговой миссии ОБСЕ по оценке состояния защиты прав человека в Крыму от июля 2015 года, где, в частности, говорится: «образование на украинском языке исчезает в Крыму через давление на школьные администрации, учителей и родителей», а также указывается о нарушении прав Крымских татар за запрета Меджлиса.
Читайте также: От реформирования ООН зависит ее существование
Украина обращалась с запросом о введении предохранительных мер в рамках еще одной конвенции ООН – Конвенции по борьбе против финансирования терроризма. Во время подготовки к заседанию, Украина отметила на таких трагических событиях как бомбежки мирных акций протеста в Харькове, бомбежки Мариуполя, атаки на Волноваху и Краматорск, а также уничтожение рейса Малазийских авиалиний MH17.
В своем решении Международный суд признал факт человеческих страданий, гибель и ранения многих гражданских лиц. Однако, суд не увидел достаточной доказательной базы относительно умышленности действий России в связи с этими трагедиями.
Хотя Гаагский суд не в полной мере удовлетворил запрос Украины, однако это решение является важным шагом в подготовке к дальнейшему рассмотрению дела. Выполнение Россией даже этих временных мер вызывает сомнение, ведь обеспечения выполнения решения Международного суда осуществляется через Совет Безопасности ООН, где Россия имеет значительное влияние и право вето.
Короче, все остается по старому. Международные институты - ООН, ОБСЕ, Совет Европы - давно дискредитированы.