7 ноября комиссия по проведению конкурса на занятие должности директора Государственного бюро расследований и двух его заместителей будет определять перечень претендентов, которые не прошли предварительный этап отбора.
Сейчас, из 81 кандидата, которые подали заявку на участие в конкурсе, осталось 49 человек. Между тем, некоторые народные избранники имеют сомнения относительно беспристрастности работы комиссии.
4-5 ноября претенденты составили дополнительные тесты на знание законодательства и общие способности. Следовательно, комиссия будет определять тех, кто удачно прошел этот экзамен и будет допущен к следующему этапу конкурса – собеседованию. Собственно, 7 ноября комиссия должна утвердить порядок проведения собеседования и перечень лиц, которые на них приглашены. Предварительно начать собеседования запланировали с 14 ноября.
По словам члена конкурсной комиссии Татьяны Слипачук, все кандидаты на должность председателя и членов Государственного бюро расследований пройдут проверку полиграфом – детектором лжи.
«Этот конкурс является первым с точки зрения применения полиграфа. Ни в одном конкурсе до этого полиграф не применялся как этап. Относительно отбора к ГБР — это требование законодательства для каждого сотрудника. Это очень сложный процесс. Тесты показали, что люди очень разные и отношение к конкурсу очень разное», — сказала она в интервью «Общественному телевидению».
Результаты конкурса могут обжаловать в суде
Формально, Государственное бюро расследований начало работать с 1 марта. Однако, фактически, эту правоохранительную структуру, которая должна забрать от Генеральной прокуратуры функции досудебного следствия, еще надо создать. При этом эксперты не исключают, что могут возникнуть определенные осложнения – например, как те, что возникли между Генпрокуратурой и НАБУ. Учитывая это, не исключено, что законодательную базу, которая регламентирует работу Государственного бюро расследований, нужно будет усовершенствовать.
«Законы не могут быть совершенными сразу и на все случаи жизни. Возможно, какие-то функции и проглядели, возможно, что-то не додумали, возможно, надо будет пересмотреть. Но для того, чтобы стартовала деятельность Государственного бюро расследований, базовых – абсолютно достаточно», – считает внефракционный народный депутат Виктор Чумак.
Зато внефракционный народный депутат Виталий Куприй в интервью Радио Свобода заявил, что имеет сомнения относительно беспристрастности работы комиссии, которая будет определять победителей конкурса на руководящие должности в Государственном бюро расследований.
«Сейчас за этим внимательно надо смотреть. Потому что у меня есть сигналы, что людей, которые прошли тесты среди лучших – пока что не хочу называть фамилий – будут на уровне собеседования отсеивать. Поскольку они не присягнули Петру Алексеевичу Порошенко в персональной преданности», – говорит Виталий Куприй.
Однако он не стал называть фамилии фаворитов или нежелательных претендентов.
«Но если я увижу, что происходят злоупотребления, про которые меня предупреждали, то я, возможно, буду способствовать тому, чтобы подавать обращения в правоохранительные органы относительно деятельности этой комиссии. Возможно, мы будем с теми кандидатами, которые реально победили, подавать судебные иски. То есть, мы будем бороться»,– уточнил Виталий Куприй.
Директора Государственного бюро расследований назначает на должность президент по представлению главы правительства, который, в свою очередь, получает от конкурсной комиссии. А двух своих заместителей глава ГБР назначит сам, но также в соответствии с представлением конкурсной комиссии. В случае успешного завершения конкурса, ГБР должен заработать с января.
В соответствии с законом о ГБР, новый правоохранительный орган будет расследовать преступления, совершенные правоохранителями, судьями и чиновниками – за исключением дел, подследственных Национальном антикоррупционном бюро.