Накануне 25 годовщины Независимости Украины Святослав Вакарчук прочел в Национальном музее истории Украины публичную лекцию о вызовах независимости. Мы записали для вас его выступление.
Я долго думал над названием лекции — и в конце концов остановился на «Независимость. Дар или испытание?». Уже 25 лет Украина де-юре является независимым государством, кое-кто говорит, что формально это наша вторая независимость. Я говорил юридическим языком: Украинское государство в таких границах сформировано впервые.
Что такое независимость государства и когда она возникает? По моему мнению, независимость — это закономерное следствие совместных действий большого количества людей, проживающих в пределах определенной территории и наделены свободой выбора и воли, когда они недовольны существующим положением вещей в этих рамках настолько, что любая попытка улучшить его традиционным путем — невозможно. То есть народ уже не может терпеть ситуации, в которой живет, и понимает, что надо что-то менять. Примерно эти слова, красивее и изящнее, сформулировал в преамбуле Декларации о независимости Соединенных Штатов Томас Джефферсон. Он не просто сказал, что народ 13 колоний отныне стремится именоваться Соединенными Штатами, он объяснил, что это означает.
Читайте также: Украина не состоялось как государство - Кравчук
Джефферсон сказал очень важную вещь: лучше не изменять порядок вещей, который существует в сообществе, стране или империи, ибо любая нестабильность вредит благосостоянию людей. Но бывают случаи, когда ситуация доходит «до ручки» и любое изменение, даже революционное, есть только на лучшее. Именно тогда создаются условия для подлинной независимости. Это условие необходимое, но все же недостаточная.
В 1991 году мы достигли ситуации, в которой украинцы понимали, что советская система исчерпана. Однако успех этой независимости обеспечивают гражданское общество и политическая элита, знающие, куда, как и зачем идти новообразованной стране. В 91-м мы этого не знали. Мы имели много интеллигентов, прежде всего «шестидесятников» и «восьмидесятников», и, к сожалению, их героических усилий было мало.
Необразованность и безответственность в обществе привели к стратегической ошибки. Это классическая ошибка, которую переживают общества, в которых политическая нация на момент обретения независимости еще не до конца сформирована. Нельзя одновременно строить и политическую нацию, и государство.
Есть два варианта развития ситуации: порой приобретает независимость нация уже сформированная как политическая, так случилось в Чехии, Польше. Но может быть и наоборот — и большой трагедии в этом нет, США — пример этому. Штаты сначала даже не были уверены, хотят ли они существовать в таком составе вместе, но элита сконцентрировалась на построении государства, а следовательно, на формировании конкретных прагматических успешных правил игры, которые на самом деле позволили развиваться государству и дали возможность построить политическую нацию.
Главные проблемы того, почему украинское общество не было готово к независимости, — недостаток образования и недостаточная ответственность. Эти две ниточки тянутся к реформам, о которых сегодня говорим, — образованность, которая ведет к образовательной реформе, и ответственность, которая связана с судебной реформой.
Успешная стратегия украинского государства сегодня должна быть направлена на построение новой системы образования. Такая система должна мочь в максимально короткий срок максимальное количество людей сделать образованными в широком смысле этого слова. Учитель, преподаватель, ментор должны занять наивысшую позицию в общественной иерархии, их статус должен быть престижным. Так же статус ученика или студента должен быть очень почетным.
Не дипломы, а образование должно быть настоящим капиталом. Когда хотите, можно назвать это реальной биржевой ценностью. Образование должно стать фундаментом, на котором создается надстройка государства.
Читайте также: Школьная реформа в Украине
Судебную систему Украины трактуют как такую, что не соответствует интересам общества. Дело в том, что сами мы не создали судебной системы, а приняли советскую, сменили вывески на судах и судьям выдали новые мантии. Можно говорить о том, что украинские законодатели вносили изменения в Конституции и процессуальных кодексов, но суть и дух этого Закона остались теми же.
Украинец никогда не считал суд тем местом, куда можно идти искать справедливости. Так было во времена Российской империи, СССР и есть в независимой Украины. Хотя в Российской империи права человека обеспечивали лучше — вспомните известное дело Бейлиса, на которой суд присяжных оправдал человека, несмотря на антисемитское обвинение.
Я считаю ключевым элементом реформ имплементацию системы присяжных в Украине. Кто-то скажет мне, что мы стоим на системе континентального права, но я с этим не согласен. Поэтому не нужно бояться кардинальных изменений. Суд присяжных для украинцев был бы очень полезен: система присяжных мотивирует персональную ответственность. Каждый из нас мог бы быть в роли судьи для приятеля, знакомого — и чувствовали бы персональную ответственность за вещи, которые происходят в стране. Присяжных гораздо труднее подкупить, чем судью, который единолично решает виновность человека и назначает наказание.
Но самым важным является то, что система присяжных формирует у людей иначе отношение к действительности. Люди смотрят на мир через призму фактов, решают «виновен или нет», пользуясь здравым смыслом и знанием фактов. Формируется система прагматичного и материалистического, очень выгодного для благосостояния общества, которое считало, что оценивать конкретные вещи следует не эфемерными понятиями веры, переживания, сострадание, а ощущением разницы между черным и белым, правдой и неправдой. Такая культура развивает критическое мышление у нации. Это культура вопрос «Объясните, как это работает». И если каждый человек в здравом уме понимает, «как это работает», значит, это — правда. Такая система приводит к серьезным изменениям в политике.
Читайте также: Все что нужно знать про судебную реформу. Интервью с Алексеем Филатовым
Образование и ответственность свидетельствуют о правилах, по которым мы играем, но есть еще вещь, связанная с географией. Мы не можем себе позволить иметь слабую армию — так же, как не могут себе этого позволить Южная Корея или Израиль. В этом смысле на протяжении последних двух лет произошло много изменений, потому что обществу пришлось повернуться лицом к своей армии. Мы увидели прямую угрозу, хотя нам еще очень далеко до формирования крепкого войска. Возьмем проблему коррупции в армии — если коррупция в других сферах влечет негативные последствия через два-три шага, то в армии она ломает систему сразу.
Я постоянно слышу от волонтеров, что сегодня большая энергия гражданского общества наталкивается на старую бюрократию, нежелание разрушать коррупционные схемы.
Настоящую независимость Украина получит тогда, когда ученый, учитель, судья и военный станут самым почетным звеном украинского общества. Государство должно понимать, что эти люди творят капитал, который ведет государство вперед. Люди, которые нас учат, защищают нашу справедливость и наши границы, очень недооценены.
Задача государственных чиновников — развитие не нации, а государства. Эти понятия близки, но не тождественны. Нацию развивают ученые, художники, культурные деятели. А государство должно создавать правила игры, достойные зарплаты, надлежащие реформы и соответствующие условия для создания нации. Творить украинскую нацию будут Лина Костенко и Андрей Курков, «ДахаБраха»... Это наши писатели, учителя, профессора университетов.
Государство должно обеспечить надлежащую политику и дипломатию, а не заниматься тем, что ему не присуще. Государственное дело — честные суды, надлежащие зарплаты и правила игры, которые люди смогут использовать. Тогда люди и решат, на каком языке им говорить, какой должна быть их культура, как они будут жить и куда двигаться дальше интеллектуально. И поверьте, это произойдет.
Читайте также: День Независимости Украины. Отсроченный платеж