На днях во Львовской области Украины Золочевский городской совет запретил повышать коммунальные тарифы. Согласно принятому меморандуму, до 1 октября цены на тепло и водоснабжение будут заморожены.
Также депутаты запретили начислять и взимать пеню за несвоевременную оплату «коммуналки» и призвали НКРЕКП отменить повышенные тарифы, которые вступили в силу с 1 июля. Это далеко не первый случай, когда местные советы декларируют несогласие с тарифной политикой правительства.
Например, 7 июля на повышение тарифов Киевсовет наложил мораторий. Перед тем, как повышать стоимость комуслуг, нужно поднять соцстандарты, иначе на плечи киевлян ложится чрезмерная финансовая нагрузка – объясняют депутаты. С аналогичными инициативами уже выступили в Днепре, Житомире и Львове. Не исключено, что список несогласных городов расширится. Однако эта оппозиционная риторика не совсем искренняя. Хотя бы потому, что львиную долю ответственности за сверхвысокие тарифы несет именно местная власть.
Читайте также: В Украине в 2016 году тарифы на коммунальные услуги продолжат рост
С исторической точки зрения, высокие тарифы – это штраф за отсталость. Пока европейские страны повышали эффективность коммунального хозяйства, Украина жила в искусственных условиях плановой советской экономики, а затем – постсоветского беспорядка. По официальным данным, в отопительный сезон до потребителей доходит только 40% тепла, а остальное мы теряем из-за недостатка инфраструктуры. В денежном эквиваленте сумма потерь составляет около 3 млрд долларов. Это закономерный результат политики латания дыр, которую проводили на всех уровнях вместо системной модернизации коммунальной инфраструктуры.
Кроме того, в наследство от СССР Украине достались «гуманные» расценки на услуги ЖКХ (вместе с «бесплатной» медициной и другими продуктами «развитого социализма»). Только сейчас (и то под давлением обстоятельств) украинская власть решилась посягнуть на эту священную корову. А до тех пор тарифный «гуманизм» надежно консервировал неэффективность сферы ЖКХ и растягивал период деградации. Именно поэтому переход на рыночные расценки происходит настолько болезненно – чем дольше откладывалась декоммунизация в сфере ЖКХ, тем крепче общество подсаживается на эту иглу. Накануне реформ ситуация дошла до абсурда: миллионы людей использовали газ, не имея даже счетчиков.
Читайте также: Подорожание тарифов в Украине должно сопровождаться реформами ЖКХ
Переход к рыночным цен на комуслуги был бы не таким болезненным во времена мира и стабильности. Но, как показала история, Украина способна проводить модернизацию только под грубым давлением внешних обстоятельств. А нынешние обстоятельства времени на раскачку не дают: если Украина быстро не вскочит на подножку западного мира, она гарантированно останется сам на сам с «русским миром». Приведение экономики в соответствие к рыночным стандартам – это наша пропуск на периферию того самого Западного мира. Окно возможностей не будет открытым всегда – так что реформы приходится проводить форсированными темпами.
Кроме того, Украине приходится не просто внедрять рыночные стандарты, а еще и слезать с российской газовой иглы. Этот факт банальный и затасканный популистами, но его никуда не денешь. В определенном смысле, повышение цен на газ можно смело причислять к волонтерским пожертвованиям на АТО или к военному сбору – кому как больше нравится. Просто потому, что экономическая самостоятельность от России – не менее важная составляющая победы, чем оборона на донецком и луганском направлениях.
Местный фактор провала реформы ЖКХ
Понятно, что на глобальные исторические процессы местные советы никакого влияния не имеют. Однако именно от местной власти в большой степени зависит состояние инфраструктуры ЖКХ и эффективность использования имеющихся ресурсов. Никто не запрещал местным властям заниматься повышением энергоэффективности коммунальных предприятий, вести работу с населением и тому подобное. 60% тепловой энергии, оплачивают, но не получают украинцы – это в том числе результат работы местной власти.
Сегодня на местах лихорадочно взялись за термомодернизацию всего, что можно модернизировать. Как оказалось, это задача вполне реальная – финансовую поддержку можно привлекать даже из-за границы. К примеру, утепление школ в Черкассах и Луцке кредитует международная экологическая организация «НЕФКО», а Черновцы еще и получили грант на 3 млн евро от Фонда Е5Р. Повышению энергоэффективности могут способствовать и местные бюджеты. К примеру, в Белой Церкви собираются возвращать ОСМД 40% кредитных средств, взятых на утепление домов, установку счетчиков и прочее. Совокупно с государственной Программой поддержки ОСМД сумма возмещений может составить 80-100%.
Кроме того, модернизации подвергаются котельные, водопроводы, системы электроснабжения. И все это напрямую влияет на уровень коммунальных тарифов. Если в Ровно куб горячей воды теперь стоит почти 87 грн, а во Львове – 80,4 грн, то в Хмельницком – 70,4 грн. Также в Хмельницком самое дешевое тепло – просто потому, что в городе работают современные котельные и применяется альтернативное топливо. В Винницкой области до конца текущего года планируют перевести на альтернативное топливо около 50-ти котельных и экономить до 2 млн кубов газа в год.
Что мешало местным властям модернизировать сферу ЖКХ на протяжении последних 25 лет? Как оказывается, модернизация и экономия вполне возможны. Но в большинстве украинских городов просто латали дыры, пока ситуация не стала совсем критической, а из Киева не пришел очень четкий месседж. Критиковать правительство и можно, и нужно. Но в большой мере ответственность за «непомерную финансовую нагрузку на граждан лежит и на местной власти. С такой перспективы протесты местных советов против повышения тарифов больше напоминают игру на публику. Тем более, что действенность этих запретов весьма сомнительна – местные советы просто не имеют соответствующих полномочий.
Бороться за снижение коммунальных тарифов, безусловно, надо. Однако добиться этого, торгуясь с правительством, невозможно. С таким же успехом горсоветы могут приказать гнилым трубам не пропускать воду, а засоренным батареям – лучше прогреваться. Публичный эффект будет еще более впечатляющим, а практический результат – тот же. А если местные депутаты так болеют за своих земляков, то разницу между старыми и новыми тарифами можно компенсировать из муниципальных бюджетов.