Ратификация Римского статута является крайне важной для расследования преступлений против человечности, совершенных на территории Украины во время и после событий на Майдане, напомнили украинские правозащитники и евродепутаты.
Промедление с ратификацией Римского статута Международного уголовного суда тормозит процесс привлечения к ответственности за преступления во время событий на Майдане и на востоке Украины, украинские правозащитники и европейские парламентарии обсуждали в Киеве трехлетний мораторий на ратификацию Украиной Римского устава. Они обратили внимание также на то, что такое промедление противоречит международным обязательствам Украины и задерживает ее присоединения к кругу государств, которые руководствуются общими ценностями европейского права.
Нератифицированный Украиной устав Международного уголовного суда
Римский статут - это международный договор, который лежит в основе деятельности Международного уголовного суда (МУС), который расположен в Гааге. Он устанавливает четыре основных международных преступления: геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.
Римский статут подписали 139 государств, но ратифицировали соглашение не все. Не ратифицировала соглашение и Украина, которая подписала Римский статут 20 января 2000 года. 2001 года Конституционный Суд Украины признал, что Римский устав не соответствует Конституции Украины. Дело в том, что МУС может принимать к своему производству дела не только по обращению государства-участницы, но и по собственной инициативе. А это протиречило основному закону в Украине. Такую преграду устранили изменениями в конституцию в части правосудия, принятыми Верховной Радой второго июня 2016 года. Но в переходных положениях указано, что изменение вступает в силу только через три года (когда Порошенко уже не будет президентом Украины).
После событий на Майдане, российской аннексии Крыма и вспышки войны на Донбассе Украина признала юрисдикцию МУС двумя заявлениями Верховной Рады от 2014 и 2015 годов. Но без ратификации Римского устава государство не сможет участвовать в избрании судей, прокуроров, формировать политику, принимать бюджет и влиять на управление МУС.
Кто боится Международного уголовного суда?
Промедление с ратификацией Римского устава представители власти объясняют опасением, что МУС сможет преследовать украинских воинов на Донбассе. Заместитель главы президентской администрации и секретарь Конституционной комиссии Алексей Филатов во время дебатов в Конституционном Суде заявил про "определенные риски для Украины, в частности, с точки зрения украинских военных, которые вынуждены участвовать в военном конфликте". Он добавил, что заложено в конституции отсрочка ратификации Римского устава сделанное в надежде на урегулирование войны на Донбассе "в ближайший год или может чуть больше".
Зато председатель Центра гражданских свобод Александра Матвийчук заявила, что такие опасения запоздалые, потому что Украина уже и так признала юрисдикцию МУС. А тем временем Украина столкнулась с огромным количеством тяжких преступлений, связанных с миром и безопасностью, отметила она. Проблема усугубляется тем, что расследованием и наказанием виновных в этих преступлениях занимаются не до конца сформированы правоохранительные органы и судебная система Украины. А это вызывает зависимость следствия и судов от политической конъюнктуры, считает правозащитница.
Матвийчук отметила, что за два года после Майдана Украина не удосужилась привести свое законодательство к нормам международного гуманитарного права и стать полноправным членом МУС. А это приводит к торжеству не правосудия, а безнаказанности в государстве, убеждена правозащитница. "Из-за ведения войны в правовых рамках антитеррористической операции возникает целый ряд практических проблем с квалификацией преступлений. Имеем уголовные преследования волонтеров, снабжавших армию через границу техникой и транспортом, а с другой стороны, в Уголовном Кодексе до сих пор нет должного определения военных преступлений и преступлений против человечности", - сказала Матвийчук.
В результате, несмотря на многочисленные показания свидетелей и прессы о сотнях случаев пыток и незаконного заключения граждан на Луганщине в течение 2014 года, правоохранители уведомили правозащитников о нарушениях лишь трех уголовных дел по этим фактам. Она раскритиковала недавно принятый парламентом закон об амнистии участников боевых действий на Донбассе. "Одним из последствий этого закона является возможность амнистировать даже тех представителей правоохранительных органов, которые совершали преступления на Майдане только потому, что у них есть удостоверение участника АТО", - сообщила правозащитница.
Безосновательные фобии
По словам Матвийчук, Центр гражданских свобод инициировал разработку законопроекта по приведению украинского законодательства к нормам международного права, который будет внесен на рассмотрение парламента Украины. В то же время член Палаты общин Великобритании и глава Национальной группы Великобритании международной организации "Парламентарии за глобальные действия" Марк Притчард на пресс-конференции в Киеве напомнил, что ратификация римского статута является частью обязательств Украины в Соглашении об ассоциации с ЕС. Он призвал постепенно внедрять некоторые положения относительно участия Украины в МУС в украинское законодательство.
Коллега Причарда Грэхэм Джонс в свою очередь напомнил, что МУС не подменяет собой национальное правосудие, а лишь дополняет его. Он отметил, что в Украине есть много искаженной информации относительно МУС. "Ратификация Римского устава дает новые права, но не накладывает новые обязанности. Это может быть особенно полезным для расследования преступлений на оккупированных территориях, потому что Римский статут не дает оружие врагам Украины", - сказал Джоунс.