Российская попса не менее продвигает «русский мир», чем это делает Московский патриархат в Украине. В западноукраинском городе Тернополе живет поэт-эстет Олег Герман. Он же и профессор Тернопольского национального технического университета имени Ивана Пулюя. В общем человек спокойный. Но этот спокойный эстет сразу же после Шевченковских дней разродился гневным постом на своей странице в Фейсбуке.
«Ехал маршруткой до второй больницы. Людей было немало. Из репродуктора гремел российский блатняк. Работало на всю катушку радио «Шансон». Мои обращения прекратить эту агрессивную музыку вызвали у водителя ехидную улыбку.
Тогда с отчаяния и негодования на весь салон крикнул: «Маладец, братан! Правильно делаеш! Долби этих вшивых бандеровцев нашим аружием! Мы их там «Градами» хлещем, а ты здесь – песней!»
А тогда вернулся к людям: «Вам что заложило? Не слышите, как с вас издеваются, как вас тряпкой под ноги бросают? Словно телят везет на убой этот предатель, а вам хоть бы хны?! Наслаждаетесь?!»
Какая думаете была реакция? Треть покорно опустила головы. Треть поспешно отвернулась к окнам. А остальные смотрели озлобленно на меня, как на лютого врага и начала возмутительно шуметь. Водитель и не думал сворачивать радио. И ни одного голоса не услышал в поддержку, ни с требованием переключить радиоволну. Ни одного!!!
И это в моем родном Тернополе. Видимо, просто прошли Шевченковские дни, и все сняли наконец маски наигранного патриотизма. Или как?»
Читайте также: Запретят ли российские книги в Украине?
Повторимся – это в Тернополе, городе, считайте, почти сплошь украинском и патриотическому. Где, кстати, отдел культуры горсовета действительно пытается продвигать, в меру своих возможностей, культуру украинскую. А что уже говорить про другие города и села нашей необозримой Родины.
Вездесущая русская попса
Российская попса, а то и откровенный российский блатняк стали типичным явлением в украинском общественном транспорте, а также в других общественных местах – магазинах, кафе, звучит он и во время свадебных гуляний. На это вроде не обращают внимание. Считают, что так надо. Как и считают нормальным явлением, когда якобы украинские телеканалы массово «крутили» и «крутят» российские сериалы. Или продвигают другие продукты «высокой» русской культуры.
Ситуация не изменилась к лучшему после Революции достоинства. И хотя сейчас имеем реальную войну с Россией, в Украине и дальше процветает эта «высокая» русская культура, представленная как песенной попсой, так и разнообразной кино-, телепопсою, литературной попсой и так далее.
У нас, кстати, во время этой войны кое-кто любит обращаться к некоторым аллюзиям, вызванными представлениями про «Великую Отечественную». То оборону Донецкого аэропорта с обороной Сталинграда сравнивали, то русских оккупантов «фашистами» называют. Позволю и себе что-то такое сделать. Представьте себе, если бы во время той «Великой Отечественной» в СССР звучали не «Вставай страна огромная», а, к примеру, немецкие развлекательные песенки, а бойцам на передовой, а также трудящимся в тылу показывали немецкое кино. Скажете: абсурд. Но у нас подобный абсурд на каждом шагу.
Читайте также: Украина. По обе стороны пропаганды
Позволю себе высказать такую «крамольную» мысль: после Революции достоинства ситуация с украинской культурой не улучшилась, а наоборот ухудшилась. Эту же мысль в последнее время мне озвучивали и некоторые известные деятели украинской культуры. Под соусом «борьбы за соборность Украины» проводится откровенное толерантности русского языка, а заодно и русской культуры. Никто теперь в Верховной Раде не поднимает вопрос об использовании украинского языка. Фракции же «Свободы» уже нет! Много чиновников, которые должны были бы употреблять украинский язык, откровенно его игнорируют.
Приведу один пример из собственного опыта. Уже около десяти лет у нас, в «Острожской академии», проводится литературный конкурс для молодых украинских авторов «Истоки». В прошлом году впервые (!) на этот конкурс поступили стихи от некоторых авторов на русском языке. При этом все эти авторы из Западной Украины.
«Песенная» угроза в Украине
Такое положение вещей, с одной стороны, является результатом непрофессиональной и непатриотичной политики наших высокопоставленных должностных лиц как в сфере культуры, так и в сфере информации, с другой, это результат целенаправленной и системной политики нынешнего российского руководства, которая занимается специально продвижением российской культуры, прежде всего культурного примитива, на просторах СНГ, в частности в Украине. И делается это, похоже, не только по официальным каналам. Идет банальная скупка или подкуп медиа в Украине – если не непосредственно россиянами, то их агентами (а таких у нас хватает!). «Скупают» они и украинских певцов и актеров, превращая их в «своих». В конце концов, арсенал методов продвижения российского культурного примитива очень широкий. И Россия не скупится вкладывать деньги в это продвижение.
Читайте также: Зависит ли патриотизм в Украине от языка общения?
В то же время системно используются различные методы, чтобы не допустить украинских, прежде всего украиноязычных, исполнителей на широкую арену. Люди постарше помнят, что в 70-х годах прошлого века украинская песня стала чрезвычайно популярной в СССР. И вот тогда советские руководители решили, что надо «поправлять ситуацию». В результате этого при странных обстоятельствах известный украинский композитор Владимир Ивасюк «заканчивает жизнь самоубийством. А не менее известное «Трио Мареничей» становится неформатом. Это именно и продолжается в Украине и сейчас. Правда, певцов и композиторов вроде и не убивают. Но украинская песня специально превращается в неформат, создавая впечатление, что она «не интересна» и что нет талантливых украинских исполнителей.
К сожалению, наши чиновники совсем не оценивают опасности этого явления. Ведь русская попса не менее продвигает «русский мир», чем это делает в Украине Московский патриархат. Это продвижение так или иначе ведет к тому, что многие украинцы начинают себя считать «людьми русской культуры». И, конечно, немало среди таких людей и тех, кто толерантно воспринимать российскую агрессию: «Ибо русские – не агрессоры. Они, считайте, близкие нам люди. Почти братья».
Автор: Петр Кралюк – проректор Острожской академии