Протесты шахтеров на Львовщине - следствие многолетнего игнорирования проблем отрасли. Эксперты критикуют, что и сейчас правительство не имеет четкого плана действий, что делать с убыточными государственными шахтами.
Среди шахтеров в западной Украине сохраняются протестные настроения. Причина: задолженность по зарплате. На прошлой неделе горняки шахты "Степная", принадлежащей госпредприятию "Львовуголь", даже перекрыли международную трассу Львов-Рава-Русская. Впоследствии участники акции согласились разблокировать дорогу, но проблема остается.
"Сейчас горнякам выплатили задолженность по 79 процентов зарплаты за ноябрь. Задолженность осталась за часть ноября и за декабрь прошлого года, - сообщил в разговоре с DW председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. - Хотя и есть решение кабмина выделить 150 миллионов гривен на полное погашение задолженности по зарплате, но не известно когда эти деньги придут. Шахтеры уже никому не верят".
В Украине слишком дорогой уголь
Проблемы, которые сложились в украинской угледобыче, по мнению экспертов, является следствием отсутствия структурных изменений в отрасли. Дело в том, что во Львовско-Волынском угольном бассейне добывают уголь с высоким содержанием негорючих примесей. Поэтому уголь приходится очищать и дополнительно обогащать, а это дополнительные расходы и увеличение себестоимости конечного продукта. В Национальном институте стратегических исследований отмечают, что, учитывая среднюю цену в мире на качественное энергетический уголь, уголь Львовско-Волынского бассейна неконкурентен, а работа тамошних шахт - убыточна. Отрицательно влияет на себестоимость угля и использование устаревшего технологического оборудования.
Львовско-Волынский угольный бассейн, где по оценкам Национального института стратегических исследований сосредоточено 2,5 процента общих запасов угля страны, разрабатывает пять государственных предприятий. На сегодня эти предприятия объединяют 13 шахт - девять на Львовщине и четыре на Волыни. Крупнейшее предприятие западного региона по добыче угля - "Львовуголь". На нем работает около десяти тысяч человек.
Невыполненные обещания. Учитывая высокую дотационность отрасли, украинское правительство планирует со временем закрыть малорентабельные шахты, а остальные - перевести на самоокупаемость или приватизировать. Коалиционным соглашением с 2014 года предусматривается пятилетний переходный период, в течение которого государственная поддержка шахт должна постепенно уменьшаться. "Согласно этому мы разработали дорожную карту, как работать предприятию в таких условиях: к 2016 году - получать частично госпомощь, а уже с 2017-18 годов начать работать самостоятельно, безубыточно, - говорит в.о. генерального директора "Львовуголь" Андрей Дьяченко. - Но этого не произошло. Мы попали в критическую ситуацию". По его словам, с декабря 2014 года правительство не постепенно, а сразу полностью прекратило выделение дотаций для государственных шахт.
Несмотря на сокращение государственных дотаций, контроль со стороны государства остался. "Поскольку это госпредприятие, то его деятельность четко контролировалась. Шахты не могут продавать уголь по той цене, по которой захотят. Затраты на добычу тонны угля две тысяч гривен, а им позволяют реализовать угля за одну тысячу 200 гривен. До шахты доходит еще меньше, поскольку уголь реализуется только через посредника ГП "Уголь Украины", которое тоже зарабатывает на шахтерах", - объясняет Михаил Волынец. Все такие обстоятельства и привели к накоплению задолженности по зарплате шахтерам.
Проблемы в угольной отрасли - последствия монополизации
Ситуация осложняется и из-за спора с главными потребителями западно-украинского угля. При проектировании бассейна предполагалось, что основными потребителями угля будут Бурштынская и Добротворская ТЭС, расположенные рядом - в Львовской и Ивано-Франковской областях. Эти электростанции в то время входили в состав ОАО "Западэнерго". В 2011 году "Западэнерго" в результате приватизации перешло в состав компании ДТЭК, принадлежащей Ринату Ахметову. По словам директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, теперь министерство энергетики Украины и ДТЭК не могут согласовать тарифы на уголь: "Министерство говорит, что закупочные цены на уголь нормальные, а ДТЭК настаивает, что завышены".
Такие споры, по мнению Омельченко, связанные с тем, что в Украине фактически нет свободного рынка угля. По его словам, эта отрасль очень монополизирована, коррумпирована и жестко регулируемая государством. Именно поэтому работать свободно и безубыточно компании в Украине не могут, поскольку требуют значительных государственных и частных инвестиций. Но интерес со стороны частных инвесторов, судя по всему, является крайне ограниченным. "Министр энергетики не раз подчеркивало, что государственные шахты будут приватизированы, и это поможет им выжить. Но ни один инвестор пока не выразил желания приватизировать эти шахты, поскольку нет четких правил игры на рынке ", - констатировал в беседе с DW заместитель директора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.
Без всякого плана. Как Рябцев, так и Омельченко обращают внимание на то, что правительству не хватает стратегии, как демонополизировать отрасль и провести реформы. "Пока правительство не примет новой модели угольного рынка и не примет новой политики в отношении угольной отрасли, волна шахтерских забастовок только нарастать", - убежден Омельченко.
Также Рябцев указывает на то, что в кабмине игнорируют проблемы горняков. Он говорит, что рано или поздно убыточные государственные шахты все же придется закрывать. Поэтому нужен четкий план, как быть с горняками, которые окажутся на улице. Он выразил сожаление, что в правительстве, по его словам, проигнорировали соответствующие предложения, их эксперты передали через общественный совет при министерстве энергетики. "А зря. На Донбассе тоже все начиналось с того, что шахтеров увольняли в никуда", - говорит Рябцев.