Война против России объединила беркутовцев и участников Майдана

Беркут в АТОВ переполненном пассажирами автобусе полтавский «свободовец», активист Революции достоинства и бывший боец батальона «Азов» Анатолий Ханко увидели мужчину в грязной военной форме. С самого виду было понятно, что человек возвращается с фронта. Мысленно Анатолий, который вез волонтерскую помощь солдатам в учебно-тренировочный центр Вооруженных Сил Украины, пожелал мужику здоровья и удачи.

На конечной остановке они встретились взглядами, и военный спросил: «Толик?». «Да», – растерянно ответил «свободовец», тщетно пытаясь вспомнить, с кем говорит. «Извини, не помню, кто ты. Намекни, – попросил Ханко собеседника. И тот вспомнил ему яркие эпизоды из прошлого: антифашистский митинг, приезд премьера Азарова в Полтаву, свержение памятника Ленину в Хорольском районе и задержания подозреваемых в «монументальном» вандализме членов «Свободы», об этом пишет издание Захид.нет.

Оказалось, что это был бывший полтавский «беркутовец», который во времена президента Януковича гонял-ломал-арестовывал Ханка и его собратьев, а ныне возвращается с АТО, из Дебальцево Донецкой области. «Был долгий разговор. В конце двое бывших врагов, а теперь братьев по оружию крепко пожали руку, – вспоминает Анатолий. – Я сказал: “Слава Украине!”, он – “Героям Слава!”. Война нас примирила. Возвращайся живым, бывший враг!».

Эта история из жизни – пример того, как, казалось бы, непримиримые противники, активисты Майдана и работники силовых структур могут найти общий язык ради общей цели – борьбы за свободу и независимость Украины.

Бок о бок на фронте

Едва ли не самым неожиданным феноменом в этом контексте стала реорганизация Внутренних войск МВД в Национальную гвардию, в резерв которой записывались преимущественно члены «Самообороны Майдана». Идя туда, они руководствовались высокими патриотическими чувствами, но неприязненно относились к новым коллегам, вчерашним «вэвэшникам», которых называли «ментами». Своего презрения к солдатам и офицерам майдановцы не скрывали, нередко вели себя вызывающе и недисциплинированно. «Псы режима» отвечали взаимностью «недобиткам с Грушевского» и сомневались, что из них выйдет что-то путное – большинство «самооборонцев» не служила в армии.

Однако недоразумение удалось уладить. Не в последнюю очередь благодаря таким командирам, как начальник управления боевой и специальной подготовки Нацгвардии Сергей Кульчицкий. «Вы сюда пришли защищать страну. Силой никто не тянул. Все разногласия уладим, когда одолеем общего врага, – говорил он своим строптивым подчиненным и обещал: – Я сделаю все, чтобы вы стали хорошими солдатами».

Непаркетный генерал, который стал легендой этой необъявленной войны и посмертно удостоенный звания Героя Украины, лично тренировал резервистов и уже за месяц завоевал уважение тех, напротив кого стоял на Майдане. Сами же майдановцы зимой 2014 года блокировали воинскую часть ВВ № 3002 во Львове, которую ранее возглавлял Кульчицкий. Они не допустили отправления в Киев солдат, хотя такой приказ поступил сверху.

Читайте также: День достоинства и свободы: воспоминания участников

После боевой подготовки генерал вместе с резервистами отправился в зону АТО: ходил на боевые задания, облетал на вертолете блокпосты вокруг тогда еще оккупированного Славянска, поставлял воду, продовольствие и боекомплект, став для вчерашних майданцев отцом. За свои дерзкие поступки на полигоне им потом будет стыдно перед ним. Наконец, Кульчицкий и погиб после одного из облетов, когда забирал на ротацию с горы Карачун бывших ивано-франковских «беркутовцев», с которыми его солдаты уже успели подружиться и многое переоценить.

Нацгвардеец Мирослав Гай рассказывает, что именно на Донбассе начал понимать, в каком непростом положении был «Беркут» на Майдане. Вблизи Славянска против сил АТО вышли якобы мирные жители, которые кричали им: «Убирайтесь», а потом бросали в них коктейли Молотова. «Действовать правильно и трезво рассуждать в такой ситуации сложно. Но ивано-франковцы, разобравшись тогда в ситуации на Майдане, отказались выполнять преступные приказы начальства и стрелять в мирных жителей. Те из их коллег, кто убивал людей, сейчас воюют на стороне сепаратистов. А эти – верные Украине – защищают наш народ».

Такое благосклонное отношение к «Беркуту» в целом нетипично для экс-майданцев, ведь после зверского избиения студентов, столкновений на Грушевского и расстрелов на Институтской это спецподразделение МВД стало олицетворением врага и зла, которому нет прощения. Одним из первых решений постреволюционной власти стало номинальное расформирования «Беркута» и превращение в батальон милиции общественной безопасности специального назначения. Именно поэтому его бойцам устраивали коридоры позора и заставляли их публично каяться перед людьми на коленях. А потом, через несколько месяцев, некоторых из них хоронили с воинскими почестями рядом с героями Небесной Сотни.

Вина "Беркута" смыта кровью от российских пуль

Зато другие их коллеги, на чьих руках действительно была кровь, уничтожали доказательства преступлений против Майдана, бежали в Крым или всем известное близкое зарубежья, мгновенно получали гражданство РФ и демонстративно составляли новую присягу перед телекамерами. На фото с московских митингов украинская аудитория может увидеть знакомые лица: бывший заместитель начальника киевского главка милиции Федчук в ранге полковника российской полиции занимается «своим трудом», разгоняя собрания несогласных граждан на Манежной площади. «Орлы Захарченко», может, и неплохо устроились в РФ, но вряд ли они заслужат хотя бы толику того уважения, которого удостоен в Украине Кульчицкий.

Ныне его именем названы батальон оперативного назначения Нацгвардии и улицы в городах, на территории «родной» воинской части во Львове установлен бюст генерала, о нем снимают передачи и пишут в книгах («Книга перемен» Андрея Цаплиенко). В интервью бойцы Кульчицкого признаются: «Сейчас воюем ради Украины и ради Сергея Петровича. Хочется, чтобы там, на небесах, он гордился нами». И что символично, именно вышколенные ним бойцы в числе первых зашли в Славянск и подняли над городским советом сине-желтый флаг с Майдана, а новый комбат Толочко имеет позывной «Майдан».

Читайте также: Неоконченная украинская революция. Будет ли Майдан 3?

Конечно, было бы преувеличением утверждать, что вчерашние «вэвэшники» и «беркутовцы» вдруг прониклись идеалами Революции достоинства. Совсем нет. Некоторые из них не скрывает негативного отношения к участникам протестов 2013-2014 годов и даже бравируют тем, что разгоняли Майдан, однако чувство чести и долга защищать Родину нередко перевешивает эти эмоции. Правда, немало силовиков сознательно пошли в АТО, чтобы избежать люстрации, как это произошло с одиозным командиром роты киевского «Беркута» Евгением Антоновым, против которого открыто уголовное производство за избиение студентов и журналистов.

«Добро» на индульгенцию дали и президент, и МВД, хотя общество такой шаг («они смыли свою вину кровью») восприняло неоднозначно. Мол, постреволюционная власть отбеливает «палачей Майдана». Впрочем критики, возможно, забывают, что именно благодаря винницким «вевешникам» из спецподразделения «Ягуар» в апреле 2014 года была освобождена от сепаратистов Харьковская облгосадминистрация и, по сути, ликвидирован зародыш «ХНР». А спецподразделение СБУ «Альфа», которое по приказу Януковича принимало участие в так называемой АТО на Майдане и штурмовало Дом профсоюзов, сейчас отлавливает по всей стране диверсантов и предотвращает осуществлению терактов в мирных городах (между тем командир донецкого «Альфы» Ходаковский воюет на стороне «ДНР»).

Читайте также: Как захватывали Луганское управление СБУ. Аваков отказался помогать

Отношение граждан к силовым структурам постепенно меняется, силовики начинают чувствовать поддержку общества. Даже во время противостояний на Майдане митингующие довольно снисходительно относились к «вэвэшникам», особенно срочникам, «наших детей», которых власть использовала, как щит демонизированного «Беркута». Да и позже, когда была заново создана Национальная гвардия, рожденные Майданом волонтерские организации активно помогали ее подразделениям, чем только можно – от еды и воды до формы, берцев, кевларовых шлемов и бронежилетов.

Потом они помогали раненым бойцам в госпиталях: покупали лекарства, сдавали кровь, собирали средства на лечение. Лед в отношениях снимался. А когда после столкновений под Верховной Радой от взрыва гранаты погибли четверо срочников Нацгвардии и более сотни получили ранения, это стало настоящим шоком для общества. Пораженные смертью молодых ребят в мирном Киеве люди несли на место их гибели цветы и лампадки. Этих солдат уже принимали за своих и искренне оплакивали их.

Война, может, и не вполне, примирила, но сплотила и закалила украинцев, которые еще несколько лет назад оказались по разные стороны баррикад, а ныне прикрывают спины друг другу на фронте или занимаются волонтерством в тылу. Прошлые взаимные обиды, разногласия и недоразумения становятся второстепенными, хотя и не забываются. Каждый остается при своем мнении о событиях в Украине, однако защищают ее вместе, и это самое важное.

Метки: ,
  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки