Советники, которые процветали во времена Кучмы-Януковича, запугивая Порошенко всевозможными бедами, рекомендовали ему не подписывать законы декоммунизации.
После известных событий в Крыму и на Донбассе естественно возникают вопросы: почему все так произошло, почему сепаратизм достиг такого высокого уровня, чем Крым и часть Донбасса утрачены? Было ли все это неизбежным? Пока значительного количества попыток, тем более важных, глубоких, ответить на эти вопросы, проанализировать, сделать выводы не наблюдается. Власть меньше других хочет давать объяснения, ограничиваясь критикой предшественников и заявляя, что на момент их прихода на Банковую и Грушевского, «у нас армии не было, спецслужб не было», выглядит на то, что и государства не было, пишет Игорь Лосев, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии НаУКМА для Радио Свобода.
Некоторые аналитики находят причину всех этих бед совсем не там, где надо искать. Важно правильно понять причины, а не выдвигать смехотворные аргументы вроде того, что, мол, все началось из-за попытки отменить антиукраинский языковой закон Кивалова-Колесниченко. Привело бы к чему-то даже недовольство определенного количества людей, если бы не прямое вторжение в Украину российских войск? Вряд ли. Именно российская поддержка сепаратизма в украинских регионах (которой официальный Киев практически не препятствовал) на протяжении всех лет независимости, а в первую очередь – вооруженная интервенция России стали главным и решающим фактором разрушительных событий 2014-2015 годов.
Без мощной российской поддержки сепаратизм в Украине всегда был довольно хилым и сводился к шантажу центра со стороны местных руководящих кругов за право безнаказанно брать взятки, облагать коррупционными налогами местное население и требовать, чтобы официальный Киев не вмешивался. Российское вторжение максимально обострило эти проблемы, на которые власти Украины более 20 лет предпочитала не обращать внимания. Поэтому теперь надо что-то объяснять себе и другим. Однако есть базовые опасения, что объяснения могут быть ложными, такими, которые обусловят новые провалы и поражения.
Читайте также: Жить по-новому. Обещания Порошенко – первый год
Ложные рекомендации. Как грибы после обильного дождя появились всевозможные политологи с неизлечимым московским акцентом (среди них придворные журналисты Кучмы, которые ему давали советы), которые предложили свои версии причин близкого прошлого и собственно современного. Версии известны. Их эксплуатировали все это время.
Мол, Крым и Донбасс были измучены «украинизацией», их пытали украинским языком, историей и культурой. Вот если бы всего этого не было, если бы Крым и Донбасс были этакими анклавами России в Украине, где не функционировало бы ничего украинского, тогда тамошнее население радостно воспринимало бы Украинское государство.
Так те территории как раз и были такими анклавами! В Крыму на несколько сотен тысяч местных украинцев приходилось аж 7 (семь) украинских школ на фоне 660 российских и 14 крымскотатарских. Местных украинских газет практически не было, как и телеканалов и радиостанций. Искусственно создавалась атмосфера культурно-ментальной оторванности Крыма и Донбасса от остальной Украины. Эта политика, направленная Москвой, осуществлялась в этих регионах годами при полном несопротивлении официального Киева. Крым, кстати, имел официальный статус автономной республики со своим министерством образования, культуры и т.д. Ничего, кроме укрепления сепаратистских настроений вся эта «децентрализация» не дала.
Ныне советники, которые процветали при Кучме-Януковиче, снова советуют отказаться от коренных преобразований, хранить нео-УССР и не делать решительных шагов в направлении действительно независимой европейской Украины, в частности запугивая президента Порошенко всевозможными бедами, они посоветовали ему не подписывать антитоталитарные законы о запрете нацистской и коммунистической символики, поскольку это, мол, разъединит Украину... К счастью, не удалось. Но, получается, коммунистические безобразия Украину не разъединили, а декоммунизация разъединит? Тем более, что памятники Ленину сама общественность сбрасывает уже и на Донбассе...
Очень опасными являются призывы, чтобы каждый регион Украины имел свою отдельную символическую сферу, свою отдельную историческую память, свои отдельные торжественные даты и отдельных героев. Пойти на это означает сознательно расчленить Украину и вместо одной политической нации творить несколько, толкая к распаду, к демонтажу единого государства. В доказательство своей правоты, эти аналитики заявляют, что героев национально-освободительного движения Восток и Юг не воспримут.
Надо понимать, что непризнание борцов за независимость – то есть форма непризнания Украины как самостоятельного государства. Если движение за независимость на определенной части территории Украины будет считаться преступным, то какое же там возможное будущее такого государства? Россия клеймит ОУН-УПА именно с той целью, чтобы саму идею украинского самостоятельного государства сделать в сознании миллионов украинцев ложной, негативной и криминальной. Клеймя Бандеру, Коновальца, Шухевича и других, они, кремлевские пропагандисты, целться в Украинскую державу как таковую. Те люди в Украине, которые не признают украинского национально-освободительного движения, оказываются в логической ловушке, мол они за независимую Украину, но против тех, кто отдал за нее свою жизнь.
Читайте также: Россия контроллирует информационное пространство Украины
Воспримут? Пока что люди на Юге и Востоке Украины имели о движении за независимость почти исключительно негативную информацию. Собственно, Донбасс и Крым страдали не от избытка украинизации, а от ее недостатка, от изолированности от остальной Украины, от искусственного противопоставления своего региона другим. Крым и Донбасс были отданы в «лизинг» русской культурно-информационной политике. Изменить ситуацию без мощного украинского культурно-информационного контрнаступления на этих территориях будет невозможно.
Чтобы выиграть идеологическую войну (а она сейчас в разгаре), надо хотя бы принимать в ней участие. Если 22 года в этом плане на Юге и Востоке не делалось абсолютно ничего (кроме усилий отдельных патриотов), то стоит ли удивляться культурно-информаций неприсутствия Украины на этих собственных своих просторах? А это имеет вполне конкретные (отрицательные!) политические последствия. Чтобы идеологически наступать, придется весьма основательно реформировать все украинское информационное пространство, систему общественных организаций на местах, способствовать культурно-информационном волонтерству и прочее.
Чтобы что-то получить, надо сначала много вложить. Напоследок немного из личного опыта: несколько лет назад в Севастополе работал начатый автором этой статьи лекторий по истории Украины, который регулярно посещала почти сотня севастопольцев. Лекторий был закрыт не русскими шовинистами, а местной властью, которую назначил официальный Киев... Еще один пример: после Оранжевой революции я отвез в Севастополь изданную харьковским издательством «Фолио» русскоязычную книгу «Степан Бандера. Биография». Это был вполне объективный дискурс: родился, учился, сражался, погиб. Книжка пошла по домам, стала бестселлером, а один местный выходец из России, прочитав, сказал про проводника ОУН: «Так он же был великим человеком!» Воспримут? Работать надо!
То, что сегодня предлагают Порошенко вчерашние (а может, не только вчерашние) советники и придворные журналисты Кучмы – это путь капитуляции и поражения. Сейчас в Крыму и на Донбассе взрываются «мины», заложенные еще Кучмой, не хотел разминировать Ющенко. Понятно одно – хранить нео-УССР уже нет никакой возможности, да и никакой необходимости...