На прошлой неделе западные СМИ писали о том, почему исчезло доверие между ЕС и Украиной, и об условиях, которые Запад выдвигает в обмен на дальнейшую финансовую поддержку.
Саммит, запланированный на 27 апреля в Киеве, станет возможностью восстановить несколько угасшую доверие между Украиной и ЕС. Об этом пишет американское издание The Wall Street Journal.
Со стороны Европы есть сомнения относительно того, что Украина тщательно соблюдает обязательств относительно внутренних – экономических и политических – изменений», - говорится в публикации. «Украинские чиновники четко демонстрируют свое разочарование Союзом 28-и европейских государств. Провал с внедрением безвизового режима, раскол в ЕС по продлению санкции против России и неопределенность ЕС по поводу соглашений о свободной торговле в условиях российского протеста вызывают сомнения в приверженности Европы в Киеве», - пишет The Wall Street Journal.
Авторы статьи отмечают, что, по словам чиновников ЕС, либерализация визового режима является невозможным до полного восстановления Украиной контроля над своими границами. Вместе с тем Европейский Союз не готов направлять миротворцев на Донбасс, опасаясь, что миссия может попасть под огонь российских или пророссийских сил. «Большинство правительств ЕС в частных заявлениях выступают против открытия каких-либо возможностей для членства Украины в Евросоюзе. Даже в разгар кризиса эту опцию никогда серьезно не рассматривали за исключением нескольких столиц. Кроме того, лишь половина правительств стран ЕС ратифицировали политическую и экономическую часть соглашения об ассоциации с Украиной», - отмечают в статье.
The Wall Street Journal отмечает, что ранее анонсированный форум инвесторов перенесли на осень 2015 года из-за того, что Украина сделала слишком мало, чтобы привлечь иностранных доноров.
Кроме того, авторы публикации напомнили, что президент Украины Петр Порошенко заявлял, что не поддастся на требование РФ федерализировать страну, в то время как генсек совета Европы Турбьерн Ягланд заявлял, что изменения к Конституции и децентрализация является основой для выполнения условий Минска-2. «Если они (власти Украины – ред.) этого не сделают, будет очень трудно реализовать условия Минска-2 и продолжать реформы», - цитирует издание Ягланда.
Читайте также: Нужна ли Украине федерализация?
Для восстановления своей экономики Украина требует от 60 до 100 млрд евро инвестиций в течение следующих десяти лет. Об этом пишет для World Affairs американский политолог украинского происхождения Александр Мотыль, ссылаясь на отчет Гюнтера Дойбера – аналитика Raiffeisen Bank International. «Цифры выглядят фантастически большими, но на самом деле это не так. Соединенные Штаты и ЕС за последние 10 лет оказали Афганистану около 100 млрд евро помощи, в то время как США вложили минимум 60-70 млрд евро в Ирак. Румыния получила от ЕС 20 млрд евро, а Польша - 80 млрд», - отмечает Мотыль.
По его словам, расходы на оздоровление Украины могли бы разделить США, ЕС и частные инвесторы. Кроме того, автор публикации отмечает, что для Запада модернизация украинской экономики является «жизненно важной», поскольку в противном случае Украину ждет массовая эмиграция и политическая радикализация».
Согласно отчета Raiffeisen Bank International, для того, чтобы получить финансовую помощь, Украина должна выполнить ряд условий:
1. Построить «функционирующую экономическую модель, которая включает глубокие реформы и сотрудничество с ЕС и Евразийским экономическим союзом» во главе с Россией.
2. Выполнить все требования МВФ, потому что только это убедит обеспокоенных европейских инвесторов вкладывать деньги в украинскую экономику.
3. Снизить уровень коррупции и создать институты, способные продуктивно распоряжаться финансовыми поступлениями.
4. Принять рыночную ментальность.
5. Улучшить ситуацию с безопасностью и уладить конфликт на Донбассе.
В свою очередь американский эксперт утверждает, что, несмотря на удовлетворение МВФ действиями Украины и создание антикоррупционного бюро, первый и пятый пункты может заблокировать Россия.
«Распространено мнение, что война (на Донбассе – ред.) продлится до тех пор, пока этого хочет Путин, и Донбасс будет оставаться проблемным до тех пор, пока Путин к этому стремиться. Фактически это правда. В то же время война прекратится, если не закончится формально, когда Украина станет в военном плане достаточно мощной, чтобы остановить любую атаку русских или их союзников-сепаратистов кроме тотального вторжения или ядерного нападения. На самом деле Украина с каждым днем становится ближе к этой цели», - резюмирует Мотыль, добавив, что Запад также должен продемонстрировать России серьезность своих намерений, и, если не хочет «инвестировать в Донбасс», то должен поддержать Украину.
Читайте также: Польша добилась общепризнанного успеха
Трудно поверить, что в 1991 году Польша и Украина начали их трансформации с примерно одинакового уровня развития. Об этом пишет в своей статье старший сотрудник Центра Карнеги-Европа" Джуди Демпси. В своей публикации она апеллирует к отчету Венского института международных экономических исследований.
В частности, по данным исследования, в 1991 году валовой внутренний продукт Польши на душу населения (ВВП) составлял 32% от среднего показателя среди 28-ми нынешних членов ЕС. В Украине ВВП на душу населения 26% от среднего показателя по ЕС.
«К 2016-и это такой разительный контраст - ВВП Польши на душу населения достигнет € 21 000 или 70% от среднего по ЕС. Показатели Украины сократятся до менее чем 23% от средних по ЕС, достигнув € 6200. И это несмотря на то, что Украина обладает плодородной землей и природными ископаемыми, включая железо, сталь и уголь», - пишет Демпси.
По ее словам, Украине, которая объявила независимость в 1991 году, не удалось столь успешно, как Польше, осуществить радикальный скачок от плановой экономики к рыночной. «Украина также попыталась осуществить шоковую терапию. Результаты были ужасными: гиперинфляция и глубокое и длительное сокращение производства. Польша прошла через это также. Но между двумя странами была существенная разница. Государственные учреждения в Польше были реформированы, и было сильное гражданское общество, которое помогло сделать этот переход», - отмечает автор статьи, отметив, что в Польша сохраняла дистанцию между бизнесом и политикой, в то время как в Украине «государство стала заложницей интересов олигархов».
Демпси утверждает, что реальные изменения в Украине требуют значительной концентрации усилий как Запада, так и Киева, а также «много-много времени». «Но по сравнению с 1990-ми годами или началом 2000-х, что-то фундаментальное произошло в Украине. Существует гражданское общество, которое делает все возможное, чтобы поддержать справедливость, прозрачность и борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти. Гражданскому обществу нужна будет мощная поддержка, которую может предоставить ЕС. Без верховенства права и сильного гражданского общества устойчивые политические и экономические реформы невозможны. И провал реформ не выгоден ни Украине, ни Европе», - резюмировала Демпси.