В течение последней недели западные СМИ писали про Минские договоренности и ключевых лиц в переговорах относительно Донбасса, и о том, почему Путин боится Майдана в Москве.
Американское издание The Wall Street Journal пишет о том, как западные эксперты пытаются предсказать дальнейшие события в Украине, угадывая намерения российского президента Владимира Путина, который, по мнению авторов статьи, является архитектором конфликта на Донбассе.
В публикации отмечают, что намерения лидера РФ пытаются определить, анализируя его публичные заявления и жесты, опыт работы в КГБ и подробности личной жизни. “Однако те, кто практикуют эти кустарные методы анализа - назовем их “путинологами” - не учли одного существенного обстоятельства: во время нынешнего кризиса (в Украине - ред.) Путин в основном импровизирует. Это означает, что развязка в Украине может быть страшнее и опаснее, чем вы себе представляете: и Путин добивается этого, постоянно двигаясь вперед”, - пишет The Wall Street Journal, добавив, что в войне против Украины Кремль делает ставку на получение краткосрочного преимущества.
Издание убеждает, что декларируемые Путиным вроде бы современные российские ценности - такие, как национализм, православие и защита россиян - не имеют подоплеку в виде реальной государственной стратегии. Зато Кремль использует их ситуативно, так же как и утверждения про якобы “фашистское правительство в Киеве, которое начали распространять для повышения уровня народной поддержки после того, как призывы к сепаратизму оказались недостаточно эффективными.
“Националистические намерения Путина никогда не были сильными. До кризиса в Украине много известных русских националистов открыто критиковали его за создание политического режима, в котором коррупция не знала границ, во властных кругах было сравнительно мало этнических русских,а чрезвычайно большие средства тратились на поддержание отношений с безжалостным, жестоким чеченским полевым командиром Рамзаном Кадыровым (соотечественники которого, кажется, играют важную роль в боевых действиях на востоке Украины). Лишь несколько лет назад, одним из самых мощных политических движений в России была национал - кампания под лозунгом "Хватит кормить Кавказ", которая имела четкий расовый подтекст”, - говорится в статье.
Читайте также: Обзор европейской прессы: пока остальной мир не вмешается, война на Донбассе не закончится
Авторы публикации отмечают, что, несмотря на выгодные для Москвы недавние Минские договоренности, Путин продолжил эскалацию на Донбассе вместо того, чтобы декларировать победу - таким образом продемонстрировав, что готов к более жесткой борьбе в случае поставки американского оружия украинским военным.
“К сожалению, слишком рано говорить о том, когда опасные импровизации Путина достигнут своего апогея...Ответы Запада на наглые действия России в Украине были скорее ситуативными, и не свидетельствовали о наличии комплексной стратегии для борьбы с долгосрочной угрозой, которую составляет политики Путина. Западные политики должны осознать суровую действительность, ведь импульсивное, неразумное поведение Путина ставит его в один ряд с его предшественниками, которых российский лидер презирает - Борисом Ельциным и Михаилом Горбачевым. Оба они разрушили свою карьеру и репутацию, а в случае Горбачева - страну, рядом грубых ошибок. Последствия кризиса, который развязал Путин могут быть не менее тяжелыми”, - резюмирует The Wall Street Journal.
Американская журналистка, лауреат Пулитцеровской премии Энн Еплбом в статье для The Washington Post пишет о рисках, связанных с привлечением к решению кризиса в Украине Германии - в частности, канцлера Ангелы Меркель. По ее словам, вполне понятно участие Меркель в улаживании ситуации с Грецией, однако в Украине немецкий лидер как ключевая сторона переговоров выглядит не слишком убедительно.
“После Второй мировой войны Германия не имела ни одного серьезного опыта внешней политики и дипломатических кадров, ориентированных на решение иностранных кризисов. Германия не имеет мощной армии: на недавних учениях НАТО немецкие войска были настолько плохо оснащены, что использовали метлы вместо автоматов. Когда немцы говорят об обороне, никто не слушает, особенно президент России”, - пишет Еплбом, добавив, что внешняя политика ЕС для разрешения украинского кризиса также оказалась неэффективной, и не в последнюю очередь из-за того, что ее ослабила собственно Германия.
По мнению автора статьи, Меркель могла бы привлечь к контактной группе другие страны - США и, возможно, Великобританию, Францию, Польшу и Нидерланды. Такая делегация свидетельствовала бы о реальной обороноспособности и про влиятельную внешнюю политику переговорщиков. Зато канцлер надеялась уладить конфликт, используя личные отношения с Путиным.
“После десятков безрезультатных телефонных звонков она (Меркель - ред.) летела в Минск с президентом Франции - своего рода фиговым листком, чтобы провести переговоры о прекращении огня, достичь которого также не удалось”, - пишет Еплбом, добавив, что “плана Б” на такой случай у канцлера Германии не было.
“Она, правда, намекнула на альтернативу: Украина может отказаться от своих восточных регионов, построить "Берлинскую стену" вокруг них в виде демилитаризованной зоны, усилить свои границы и взять время, чтобы восстановить страну. Но чтобы этот план работал в долгосрочной перспективе, Запад должен воспринимать другую часть Украины, как когда-то Германию - укрепляя ее экономически, политически и в военном отношении, чтобы сдержать Россию”, - отмечает автор статьи, подчеркнув, однако, что сейчас не похоже, что сам Запад готов к такому развитию событий.
“Вместо этого Украина потеряет контроль над промышленным Донбассом, а подконтрольных России сепаратистов будут использоваться для дальнейшей дестабилизации украинского государства, и, возможно, для захвата большей территории, и, возможно, угрозы для НАТО. Президент России ограничивает падение экономики (РФ - ред.), но, в конце концов, через греческий кризис Европу также может постигнуть экономический кризис. Если два кризиса дойдут апогея одновременно, неожиданное лидерство Германии будет выглядеть как немецкое высокомерие”, - резюмировала Еплбом.
Польское издание Gazeta Wyborcza пишет о том, что Запад сможет понять намерения Кремля, детальнее проанализировав марш против Майдана, который состоялся в Москве на прошлых выходных.
“В целом, акция была не столько антиукраинской, как антиевропейской. Еврокомиссары должны увидеть видео, снятое на площади Революции. Это поможет им понять, что в Москве убеждены, что они воюют не с украинцами, а с Европой и США. И мы для них - враги на украинском фронте”, - говорится в статье.
Читайте также: Россия увеличит оборонные расходы
Вместе с тем автор публикации отмечает, что мощных революционных настроений в России пока нет, однако похожие действа отражают страх Путина перед ними. “Как свидетельствуют опросы, революционных настроений в стране на сегодняшний день нет. Уровень общественной поддержки политических протестов сегодня низок, как никогда ранее в истории новой России”, - пишет Gazeta Wyborcza, добавив, что даже запланированный на начало марта марш российской оппозиции не представляет угрозы для Путина, потому что “с этого московского Майдана не получится”.
По данным издания, в течение последней недели российская власть делала все возможное для того, чтобы помешать работникам вагоностроительного предприятия, расположенного в Твери. За год завод получил заказ на 51 вагон - при необходимых 1200. Работникам предприятия грозит увольнение, в то время как руководство российской железной дороги (РЖД - ред.) сделало заказ на 140 новых вагонов в Испании.
Похожая ситуация сложилась на тверском предприятии с японским капиталом Hitachi Construction Machinery, работники которого находятся в двухмесячный неоплачиваемом отпуске из-за нехватки заказов.
“Завод КамАЗ до сих пор работал четыре дня в неделю. Теперь, и до конца мая, он будет работать три дня. А что потом? - Может, два, и то, возможно, не для всех. Кризис означает, что спроса на автомобили нет”, - пишет Wyborcza, подчеркнув, что машиностроительная отрасль, в которой задействовано значительное количество граждан РФ, находится в упадке, и ряд других предприятий балансируют на грани закрытия. “Это неизбежно приводит к массовым протестам работников, а их Путин очень боится. Кремль, несмотря на отсутствие Майдана в России, поднимает антимайданную истерию, чтобы иметь возможность изобразить протесты как результат враждебных заговоров