В Украине возросло количество положительных решений о предоставлении статуса беженца. Впрочем, иностранцы жалуются на длительные сроки рассмотрения дел.
Белоруска Галина Сарочик, координатор движения солидарности "Вместе", рассказывает, что полгода назад вместе со своими коллегами подала прошение о предоставлении ей статуса беженца в Украине. После Майдана женщина боится возвращаться домой, ведь принимала активное участие в событиях на стороне украинских граждан. "Мы с дочкой спасали раненых, кормили людей, помогали чем могли. Наши лица все видели. И я убеждена, что сейчас есть в списках белорусского КГБ. Более того, нашу машину сожгли, думаю, здесь не обошлось без участия спецслужб", - пояснила Сарочик свое решение остаться в Украине в интервью DW. Женщина привела пример, который недавно произошел с ее коллегой: "Наш знакомый, активист, поехал к семье в Россию. На границе его сразу задержали и депортировали в Беларусь. Такого участия для себя я не хочу".
Читайте также: Интеграция против иммиграции: устоят ли в этой борьбе основополагающие принципы ЕС?
В то же время активистка жалуется, что рассмотрение ее дела украинскими ведомствами затягивается. "Знаю, что решение могло быть принято в течение трех месяцев. А заявления мы подали еще весной. Дважды я ходила на беседу в миграционную службу, мне продлили вид на пребывание, но статуса не дали. Меня даже в СБУ вызвали на разговор", - рассказывает Сарочик. В Украине белоруска проживает почти три года. Уехала с родины из-за "проблемы с режимом", потому что была участницей акций несогласных с политикой тамошнего президента Александра Лукашенко.
Никаких преференций. В Государственной миграционной службе Украины DW сообщили, что четверо граждан Беларуси подали соответствующие заявления, а сроки рассмотрения дел соответствуют тем, которые предусмотрены законом. "Все дела рассматриваются в индивидуальном порядке, и нет никаких преференций в предоставлении статуса беженца для одной из категорий иностранцев. Служба обязана соблюдать международной конвенции и национального законодательства, где прописаны четкие критерии в отношении беженцев", - отметил пресс-секретарь Государственной миграционной службы Украины Сергей Гунько.
Он сообщил, что за первое полугодие этого года в ведомство обратились 553 иностранцы с просьбой предоставить статус или дополнительную защиту, и почти у двухсот делам уже вынесены положительные решения. "Это 35 процентов удовлетворенных просьб. Причем, в прошлом году этот показатель составлял около 20 процентов, а в 2012 - еще меньше", - приводит статистику Гунько и замечает, что вообще граждане из постсоветских стран просят статус беженца не часто.
Шансы белорусов. То, что дело Сарочик на рассмотрении находится уже более шести месяцев, отнюдь не удивляет эксперта по соблюдению прав беженцев Максима Буткевича. К сожалению, говорит он, система предоставления убежища в Украине не претерпела никаких реформирований. "Мы не видим системных изменений ни по процедуре предоставления статуса, ни в оценке информации о стране происхождения. Дела рассматривают слишком долго - полгода это еще мало, может быть год-два", - говорит Буткевич.
Читайте также: Трудовая эмиграция из Украины результат отчаяния
По его мнению, департаменту который непосредственно занимается беженцами не хватает квалифицированного персонала, недостаточен и уровень экспертных знаний, чтобы решать судьбы людей. Эксперт объясняет, что граждане постсоветских стран не просят статуса, потому что их шансы почти мизерные. "По общей тенденцией прошлых лет, просители то ли из Узбекистана, или из Беларуси шансов практически не имели. Надеюсь, что что-то изменится, но оснований для оптимизма не имею", - отметил правозащитник.
Вместе с тем, член Украинского совета по вопросам беженцев Марина Курочкина считает, что белорусы таки имеют все шансы получить статус беженца в Украине. Она рекомендует заручатись поддержкой профессиональных юристов и представителей УВКБ ООН. "Это позволит держать дело на контроле, мониторить ее рассмотрение и в случае необходимости обжаловать решение вплоть до Европейского суда по правам человека", - пояснила Курочкина в разговоре с DW. Именно благодаря активной общественной позиции и действий УВКБ ООН, процент положительных решений для просителей убежища существенно вырос, отметила эксперт.
Межгосударственные отношения не учтут? Беларусь находится в списке тех стран, где систематически нарушаются права человека, говорит исполнительный директор Amnеstу International в Украине Татьяна Мазур. То есть объективный фактор для просителей убежища из этой страны происхождения - обеспечен, но миграционная служба должна учитывать также и субъективные факторы, то есть персональную историю просителя. "Беженцы - это особая группа людей, которые подвергаются преследованию, и никакие международные отношения между странами как, например, между Украиной и Беларусью не должны приниматься во внимание при рассмотрении таких дел", - отмечает правозащитница, анализируя шансы белорусов в свете недавних миротворческих переговорных процессов в Минске.