Прошло два года президентства Петра Порошенко, а Украина – до сих пор на пути, и не факт, что его преодолеет. Более того, не совсем понятно, в каком направлении она идет. И на это есть как внутренние причины, так и внешние.
Внутренней причиной является размытость планов. Украина президента Петра Порошенко застряла на этапе ассоциации с ЕС. О планах полноправного членства в ЕС или НАТО вслух, обозначая это как четкую политическую цель, президент не говорит. Поэтому все ограничивается смешными мелкими планами вроде безвизового режима с ЕС или той же ассоциации с ЕС. Такие задачи могут ставить себе такие страны, как Марокко или Южно-Африканская республика – и они ее, в отличие от Украины, достигли. В целом этот ассоциированный статус в различных формах имеет 32 страны – даже непризнанная Палестинская автономия. Но не Украина. И это после двух Майданов и победоносной войны на Востоке.
Читайте также: Что даст гражданам Украины соглашение об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной?
Но есть действительно независимые от Украины причины, которые делают этот процесс немного призрачным. Первой из них является внутренний кризис в самом ЕС. Евросоюз не только отошел от планов более тесной интеграции и принятия Европейской Конституции – наоборот, он все больше размывается национальным егоизмом. И не только о Греции идет речь, но и о Великобританию, Венгрии, а в последнее время и про Польшу. Внутренняя интеграция ЕС дифференцируется. Поэтому мы должны найти свою скорость интеграции с ЕС. Евросоюз меняется, и даже провозгласив, что идем в ЕС, мы застанем там совсем другую политическую конструкцию, чем сегодня. Поэтому сегодня мы идем в ЕС, не очень зная, куда на самом деле попадем. Никто не знает, каким будет ЕС через несколько лет. Уже не говоря о том, в каких пределах. Особой пикантности этому процессу в украинском случае добавляет его растянутость в бесконечность – до точки на горизонте, которая с каждым нашим шагом навстречу только отдаляется...
То же касается и еще более насущной потребности Украины – интеграции «с» или «в» НАТО. Об этом президент молчит. Хотя трудно что-то говорить, когда кандидат на президента США Дональд Трамп закладывает в свою предвыборную платформу то, что он распустит НАТО. Поэтому далее и комментировать нечего. Но такая цель – четко и понятно – не вербализируется.
А тут еще и война, коррупция, бессилие и мелочность политического класса Украины.
Это привело на втором году президентства Петра Порошенко к огромной усталости общества. Однако эта усталость имеет две стороны. С одной стороны, люди страшно истощились и разочаровались. Но с другой – в обществе нарастает ярость. Обе эти тенденции я считаю нормальными.
В Украине политический процесс не остановился, как бы многим хотелось. В Украине идет второй год социально-политической революции. И эти процессы от политического класса Украины, а тем более от президента Петра Порошенко не зависят. Если этот политический класс и президент будут двигаться, хотя бы не отставая от этого процесса, то у них есть шанс выжить. Если же нет – то их снесет общественно-политический поток. Конечно, при других характеристиках политического класса и президента можно было бы говорить, что они возглавляют этот процесс. Однако сегодня я не убежден, что кто-то отважится на такой тезис. Поэтому для них остаются две опции – пробовать спасаться, не мешая этим процессам, или же быть снесенными ими.
Что не удалось и что удалось Украине во главе с президентом Петром Порошенко за эти два года?
Украине и президенту Петру Порошенко не удалось:
1.1. Осуществить деолигархизацию – уменьшить влияние олигархических кланов на общественный и политический процесс в Украине. Влияние олигархов только усилилось.
1.2. Осуществить люстрацию как очищение власти. Здесь президент Порошенко наткнулся на агрессивное сопротивление профессиональных корпораций на образец судебной, прокурорской, милицейской. Эти корпорации насквозь пронизаны коррупцией – только ради нее они и существуют. Они организовали эффективное сопротивление даже попыткам очистки. И победили. Хотя остается еще вопрос – а с ними так и боролись, и это упрек Петру Порошенко.
1.3. Учитывая невыполнение двух предыдущих пунктов Украины президента Петра Порошенко не удалось даже подойти к преодолению коррупции – а под ней я понимаю не борьбу с отдельными взяточниками, а восстановление функциональности государственных институтов, которые являются дисфункциональными, недействующими, а следовательно, в настоящем смысле этого слова коррумпированными. Эти институты не выполняют своих функций и обслуживают интересы только олигархата и коррупционных корпораций.
1.4. И последнее из крупных дел, которая должна быть выполнена, согласно предвыборных обещаний президента: не удалось освободить временно оккупированные территории Крыма и Донбасса. Другой вопрос – а это было возможно. И еще одно – а так ли уж нужно с тем спешить.
1.5. То есть президент Петр Порошенко не реализовал своего главного предвыборного обещания – он не вернул Украине мир. Несмотря на минские договоренности, чуть ли не ежедневно российские оккупанты убивают или ранят одного-двух-трех украинских солдат. Другой вопрос, что предвыборные обещания всегда очень далеки от реальности. Однако в ситуации войны такое не прощают, потому что президента Петра Порошенко избрали в качестве «президента мира» – и в этом проявилась инфантильность самого народа.
Что же Украине президента Петра Порошенко удалось:
2.1. В Украине за эти два года консолидировалась новая украинская политическая нация, которая взяла за свой фундамент принцип гражданства. Правда, непосредственно президент Петр Порошенко к этому не причастен – это объективный общественно-политический процесс. Хотя, с другой стороны, он не раскалывал эту новую украинскую политическую нацию, как это делал Янукович.
2.2. Было приостановлено (именно так, приостановлено) дальнейшую агрессию России Путина в Украине. Потому что фронт мог бы стоять и по Днепру, по Збручу – военных возможностей на это у Путина было достаточно. Хотя, возможно, остановило Путина не так украинская армия и добровольческие отряды, как негласный отказ Украины в лице президента Петра Порошенко от глубокой трансформации украинского общества и постижения амбициозных геополитических планов по интеграции в ЕС и НАТО.
2.3. Украине и президенту Петру Порошенко, не смотря на предварительно невыполненные задачи, удалось не растерять своих геополитических союзников в Европе и в Северной Америке. И даже приобрести новых, как Турцию.
2.4. Начались скромные попытки реформирования отдельных сфер – полиции, энергетики, самоуправления...
2.5. «Достижением» Украины я считаю и принудительную деиндустриализацию Донбасса – это результат не так чьих-то сознательных действий, как войны. Этот процесс должен был давно состояться, однако все без исключения президенты, премьер-министры и правящие партии этого панически боялись. И вот процесс состоялся силой обстоятельств. Вместо постсоветской индустрии на Донбассе нужно будет строить экономику ХХІ века. Если до этого дойдет, конечно. На случае там происходит процесс милитаризации – цивилизационного отката, архаизации. По-сути, это расчистка платформы под новейшие технологии.
2.6. Неожиданным достижением стало то, что в Украине сохранился революционный потенциал. Общество не спит, и в нем зреют силы, которые гораздо больше готовы действовать, чем это было накануне двух предыдущих Майданов – летом 2004-го и летом 2013 г.
2.7. Еще одним неожиданным достижением я считаю то, что за два года президентства Петра Порошенко Украина отработала первый набор постмайданных политиков, которые были завербованы в большую политику 2014 года. Теперь они так или иначе «сожжены» – отработали, что могли (если работали) и, думаю, будут маргинализированы, выброшены из политического процесса. Это открывает поле для следующей генерации политиков – но их еще нужно будет формировать и консолидировать.
Вот такие, как на меня, наиболее очевидные результаты двух лет президентства Петра Порошенко, пишет Тарас Возняк для Захид.нет.