Почему Янукович делает ставку на Европу?

Янукович смотрит на ЕвропуЗаявления представителей власти свидетельствуют, что выбор в пользу ассоциации с ЕС - это прежде всего способ защиты от агрессивной России.

Прошедшая неделя оказалась богатой на информационные поводы, которые способствовали дальнейшему прояснению позиций сторон относительно перспективы подписания Соглашения об ассоциации на саммите в Вильнюсе. 19-22 сентября состоялся Ялтинский саммит YES, с участием европейских и украинских чиновников, которые сделали несколько показательных заявлений на евроинтеграционную тематику. 20 сентября российская Госдума ожидаемо резко отреагировали на резолюцию Европарламента от 12 сентября о недопустимости давления РФ на страны, которые желают подписать Соглашение об ассоциации. 22 сентября состоялись парламентские выборы в ключевой стране ЕС Германии, от позиции которой во многом будет зависеть заключения Сделки со стороны Европейского Союза. 23 сентября комитет постоянных представителей ЕС (COREPER) определил объем временного применения Соглашения сразу же после подписания документа без его ратификации парламентами стран-членов Евросоюза - это около 90% Соглашения в части глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли и более чем 50% политической части. 24 сентября комитет по международным делам Европарламента начал анализ состояния готовности Украины к подписанию Соглашения. 25-го Николай Азаров принял участие в заседании Евразийской экономической комиссии в Астане, где провел встречу с российским премьером Дмитрием Медведевым.

Читайте также: Угроза дефолта в Украине и давление России главные факторы ассоциации с ЕС

На Ялтинском саммите YES Виктор Янукович откровенно заявил, что чувствует себя «между двумя крупными монстрами: ЕС и Россией», однако пока «уверенно идет по пути евроинтеграции», а что касается отношений с Таможенным союзом, то их модель этому «не должна мешать». Еще в конце прошлого года прогнозировалось, что 2013-й станет моментом, когда ЕС и Россия таки заставят Киев определиться с интеграционным вектором. Поэтому Янукович действительно имеет основания чувствовать себя «между двумя монстрами», которые отказывают ему в возможности дальше «сидеть на двух стульях». В этих условиях его выбор в пользу ассоциации с ЕС - это, похоже, прежде всего вынужденный шаг в направлении меньшей глубины интеграции. Ведь ассоциация и зона свободной торговли с Европейским Союзом - это отнюдь не потеря суверенитета. В отличие от полноценного членства в таких организациях с надгосударственными органами, как ЕС или будущий Евразийский союз, Соглашение с ЕС которое может быть подписано в Вильнюсе через два месяца, представляется таким, которое можно сравнительно легко переиграть и одновременно максимально ограничить имплементацию связанных с ней норм в Украине.

Наиболее щекотливый вопрос - освобождение Юлии Тимошенко, похоже, отошел в плоскость непубличных переговоров. Последнее подтверждают источники и в провластном лагере, и в дипломатических кругах. Очевидно, это связано со стремлением европейцев сместить фокус внимания с него перед саммитом в условиях, когда положительный результат - хотя бы в виде направления экс-премьера на лечение в Германии - не гарантирован.

Так, еще накануне Ялтинского саммита комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле и глава представительства Евросоюза в Украине Ян Томбински публично призвали журналистов и экспертов не спекулировать вокруг возможного влияния вопрос Тимошенко шансы на подписание Соглашения об ассоциации. Посол Украины в ЕС Константин Елисеев фактически уличил один из аргументов власти, который она использует, чтобы убедить европейцев закрыть глаза на заключение Тимошенко. Мол, в вопросе избирательного правосудия изначально речь шла о четыре персонах-индикаторах - Григорие Филипчуке, Валерии Иващенко, Юрии Луценко и Юлии Тимошенко. Поэтому освобождение трех первых за желание вполне могло бы быть интерпретировано как достаточный «прогресс». В ответ на попытки некоторых европейских и украинских политиков возбудить во время Ялтинского саммита тему освобождения экс-премьера Янукович дал им еще меньше оснований надеяться на положительное решение «вопроса Тимошенко», чем в прошлые годы: «Пока мы не сказали ни «да», ни «нет», - тогда как ранее обещал ее освободить. Зато президент дал понять, что считает сделанное в Украине на выполнение условий «списка Фюле» вполне достаточным для подписания Соглашения.

Читайте также: Украина может успеть с реформами до саммита в Вильнюсе. Но хочет ли?

И если этот документ в ноябре останется неподписанным, то не будет «драматизировать ситуацию», потому что это уже будет вполне ответственность ЕС: «Жизнь будет продолжаться, она не остановится... любые решения принимаются двумя сторонами. Украина свое слово сказала, мы ждем ответа от ЕС». Одновременно с этими заявлениями в СМИ попала информация о том, что 18 сентября Украину с неофициальным визитом посетил российский предприниматель, один из совладельцев «Роснефти» Владимир Евтушенков, который провел встречи с Виктором Януковичем, Владимиром Рыбаком, Ринатом Ахметовым «и рядом других влиятельных лиц», озвучив «весьма интересное предложение», связанное с решением как общенациональных экономических вопросов, так и проблем большого бизнеса. Не исключено, его специально «слили» для давления на ЕС.

А открытый конфликт между ЕС и Россией нарастает. Так, 20 сентября, именно во время саммита YES Госдума РФ приняла заявление-ответ на резолюцию Европарламента от 12 сентября, которая осуждала давление России на страны Восточного партнерства (в том числе и Украину) и рекомендовала исполнительным органам Союза оказать им помощь. В заявлении Госдумы резолюцию Европарламента было названо «противоречит целям дальнейшего развития добрососедства между Россией и ЕС», европарламентариев обвинили в том, что именно они «с помощью прямого политического нажима и откровенного «выкручивания рук» заставляют официальный Киев поступиться частью суверенитета», а кроме того высказано «закономерную тревогу», что ассоциированной Украине «будет намного сложнее... участвовать в дальнейшем евразийском интеграционном процессе». 24 сентября Комитет по вопросам иностранных дел Европарламента поддержал проект запроса к Европейской комиссии о мерах в ответ на давление России на страны Восточного партнерства, включающего среди прочего предложение визовых и торговых санкций против РФ. В то же время Еврокомиссия приняла решение снять ограничения на импорт вина и другой алкогольной продукции производства Молдовы в страны ЕС в ответ на запрет их ввоза Россией.

Читайте также: Европа проигнорирует авторитарные тенденции в Украине ради ассоциации, а США ради сланцевого газа

Относительно отношений с Москвой из уст спикеров ПР сейчас раздается фактически та же риторика о «равноправии», которая в 2011-м служила обоснованием европаузы для самого Януковича. Так, недавно Елена Бондаренко во время одного из эфиров заявила, что теперь уже «ЕС занял равноправную позицию, а Россия - плохой матери... ЕС не ставит ультиматумов. Россия почему-то проявляет другую позицию». Правда, информационная война Кремля против ассоциации Украины с ЕС разворачивается преимущественно в СМИ самой же России, поэтому больше напоминает зомбирование ее собственного населения. Аргументы становятся все менее реалистичными, что девальвирует саму кампанию. Так, Сергей Ґлазьєв на саммите в Ялте заявил о €35 млрд убытков, которых вроде бы испытывает Украина, и продолжал разговоры о десятках миллиардов долларов, которые она получила бы в случае интеграции в Таможенный союз. Показательной реакцией в самой России на соответствующую истерию стал комментарий экс-вице-премьер-министра и бывшего председателя Госкомимущества РФ Альфрєда Коха: «Власть так пугает хохлов экономической катастрофой при подписании договора об ассоциации, аж как-то стало совсем понятно, что никакой катастрофы не будет... Я помню, прибалтов также в начале 90-х пугали теми же словами. А они пошли - и ни разу не пожалели».

Чтобы снять вопрос возможного реэкспорта в Россию европейских товаров транзитом через Украину, чего так боятся россияне, Киев предлагает провести переговоры в трехстороннем формате с ЕС. Однако эта идея вряд ли приемлема для Кремля, ведь означала бы признание де-факто выхода Украины из российской экономической орбиты и ее участие в торговых соревнованиях как игрока европейской сборной. А Москва и раньше была известна своим нежеланием допускать к спорным моментам со странами СНГ европейских посредников, даже когда это затрагивало интересы Европейского Союза, например, в газовых конфликтах. Остроты ситуации добавляет тот факт, что Украина, очевидно, является еще и частью более широкого торга об условиях создания ЗСТ между ЕС и Россией. Киев станет дополнительным аргументом той стороны завершающихся переговоров по этому вопросу, в пользу которой она определится, тем самым повышая «капитализацию» и усиливая позицию ЕС или Евразийского союза соответственно.

По материалам: Тыждень.юа

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки