«Сейчас важно, чтобы украинцы показали, что они хотят стать настоящими европейцами. И неважно, что говорит по этому поводу Москва». От событий на Майдане, российской аннексии Крыма и начала вооруженного конфликта на востоке Украины прошло почти 2 года. Все это время новости Украины более-менее регулярно появляются в европейских СМИ.
Об Украине также много говорят на разных уровнях в Европе. Но делает ли все это Украину ближе к европейцам? Или то, что происходит в стране сине-желтого флага, становится более понятным не только официальным чиновникам стран Европы, но и рядовому европейцу на улице?
Прежде всего, когда европейцы в разговорах вспоминают об Украине, безразлично по какому поводу, почти каждый раз сначала упоминается война на востоке. Сообщение о конфликте, в котором участвует Россия, являются достаточно разными, и появляются они в зависимости от того, происходит ли на то время новый всплеск боевых действий, происходят ли встречи с целью их прекращения. Впрочем видно и слышно, по крайней мере, из собственного опыта, что сейчас про Украину не забывают, и не говорят о ней, как о какой-то «серой территории» между Европой и Россией. Европейцы осознали, что есть такое государство Украина с самого начала, которая провозгласила свою независимость еще в 1991 году, и многие в Европе с удивлением отметили, что Украина – это не Россия, а некоторые даже впоследствии написал книгу с таким названием.
В то же время восприятие Украины, как чего-то целостного, самодостаточного и, главное, интересного для остальной Европы, не хватало. Казалось, что после событий Оранжевой революции заинтересованность Украиной, как государством, где люди восстали против того, чтобы их считали «совками» и бесправной биомассой, должно было бы привести к развитию интереса к Украине и всему, что с ней связано. Так и было в течение определенного времени, пока Украина вновь не окунулась в серость, которая была связана с не слишком хорошим имиджем в Европе ее тогдашних правителей, и постоянными оглядкам на Россию, и не только во время правления бывшего президента Виктора Януковича, который бежал в Россию. Но вот 2 года назад, во время событий на Майдане, об Украине снова начали писать топ-новости, а аннексия Россией Крыма и агрессия России в Украине в целом также подогрели интерес к Украине. Впрочем, выглядит так, что эта вторая волна интереса к украине также может утонуть в уже традиционных заголовках, связанных с негативом и человеческими страданиями, а не с какими-то успехами и достижениями, или же просто человеческим интересом.
Читайте также: За рубежом развернулась информационная война против Украины
Так говорит обозреватель испанского информационного агентства EFE в Лондоне Мария Лопес, которая считает, что сейчас стоит изменить заголовки новостей об Украине. И это, по ее мнению, должно быть дело рук самих украинцев. «Что, собственно, мы слышим сейчас об Украине? Немного о войне, немного о коррупции и немного депутатов, которые дерутся в парламенте. Разве этого достаточно, чтобы привлечь внимание? Возможно, да.
Достаточно ли этого, чтобы показать себя, как интересную страну, которую стоит посетить, чтобы ее исследовать и узнать о ней больше? Пожалуй, что нет. Поэтому здесь сначала речь идет о выпусках новостей. Если те заголовки вам безразличны, вы тогда получаете то, что заслуживаете, – это отсутствие интереса, жалость и всеобщее пренебрежение. Так вот, как на меня, для того, чтобы показать их страну как нечто отличное от поля боя, неважно, в открытом поле или в парламенте, или какую-то такую «темную территорию», где происходят «темные делишки», украинцам самим стоит создавать другие заголовки новостей о своей стране. И здесь те, кто принимает решения в Украине, должны это понять и работать на то, чтобы в Украине появился лучший и более проевропейский образ, потому что Украина имеет большой потенциал в Европе», – говорит Мария Лопес.
В противовес к уже типичного негативного потока новостей из Украины, в конце года Украину упоминали в хорошем контексте и интерес к ней также заметно возросло. Причина проста – Сборная Украины по футболу впервые собственными силами вышла на чемпионат Европы по футболу, который состоится следующим летом во Франции. Накануне жеребьевки, которая состоялась в Париже, Украину рассматривали как интересного участника этого турнира, а значит, возможность оказаться в одной группе с Украиной на Евро-2016 обсуждали как специалисты, так и обычные болельщики стран Европы. Таким образом Украину, хоть в этом контексте, уже воспринимали, как полноправного члена европейской семьи, хотя и только на футбольном поле, который и будет показывать все, на что он способен летом следующего года на футбольных полях Франции.
Украина будет играть во Франции в одной группе с Северной Ирландией. И, как считает болельщик футболистов из Северной Ирландии Рори Дрисколлом, возможный успех Украины на этом турнире привлечет к ней внимание с положительной стороны, показав, что Украина – это не только коррупция и война. «Как на меня, это прекрасно, что Украина сыграет во Франции на Евро-2016 следующим летом. Поэтому люди немного отойдут от устоявшихся в последнее время ассоциаций Украины с каким-то бедствием. И здесь не только украинцы сами смогут отойти от этих ассоциаций, но и люди в Европе также.
Читайте также: Цели Украины и отсутствие стратегии. Как разгромить исторического врага?
Вся Европа будет следить за ходом событий во время Евро-2016 во Франции, и это событие покажет Украину частью Европы, по крайней мере, хотя бы в этот раз и на футбольном поле. Украина будет интересным участником общеевропейского события, – говорит он. – Мы даже могли бы ожидать, что, при определенных обстоятельствах, Украина встретится с Россией во время Евро-2016, и эта конфронтация на футбольном поле не будет иметь никаких жертв или пострадавших. А это уже очевидный бонус!»
Но в восприятии Украины, как полноценного государства, что произошло, и не только на футбольном поле собирается войти в европейскую семью, а разделяет европейские ценности и европейский подход к демократии, важным фактором, по мнению самих европейцев, должно стать четкое заверение самой Украиной своих приоритетов. Или Украина и в дальнейшем собирается оглядываться на своего, скажем, менее европейского восточного соседа, даст понять всем, в том числе и самой себе, что будущее Украины – в Европе, в семье цивилизованных, демократических и богатых государств. Именно важность этой декларации отмечает британский политолог Джеймс Гантер.
«То, что сейчас необходимо, чтобы направить Украину в Европу, где ее приветствовали в остальной европейской свободной и демократической семьи – это показать свое желание стать по-настоящему европейской нацией, безразлично, какие фортели будет выкидывать по этому поводу Москва. Как только Украина полностью выйдет из тени «большого брата» на востоке и заявит о свое бесповоротное решение быть европейским государством, порвав с колониальным и зависимым от России прошлым, Европа получит этот месседж и окончательно поймет, что Украина не находится на задворках России, а является современным европейским государством, которое хочет развиваться и цвести среди подобных ей государств Европы. Иначе говоря, Украина должна быть в хорошей компании и должна искать этой хорошей компании, в противовес к той компании, в которой она была с момента провозглашения независимости. Украинцы сами должны верить в свое европейское будущее и не поддаваться этому распространенному скептицизму, что, мол, мы не способны на это, мы слишком коррумпированы, зависимы от России и тому подобное. Порвите с прошлым, ведь будущее – яркое, безразлично, что говорит по этому поводу Москва».
Читайте также: Безвизовый режим с ЕС: положительный сигнал со знаками вопроса
Поскольку последние 2 года Украину в основном упоминали в контексте коррупции или войны, рядовой европеец имел не очень позитивные впечатления об Украине. Но уже те самые маленькие шаги, которые предпринимала Украина, как государство, стремится нормальности и развития, отмечались в Европе с положительными настроениями и пожеланиями продвижения Украины на этом пути. Теперь европейцам важно понять Украину. Чего хотят украинцы? Или они хотят раз и навсегда покончить с теми остатками коммунистическо-колониального прошлого, а они и без того комфортно чувствуют себя в своем доме, неважно, как дом выглядит. Шведская журналистка Миа Бергман считает, что Украина должна четко дать себе понять, тогда диалог с Европой будет значительно более понятным для обеих сторон.
«Во-первых Европа должна понять, чего Украина хочет. И здесь будет гораздо понятнее, если не только нынешнее прозападное руководство Украины, а и рядовые украинцы выскажут свои желания, надежды и ожидания. Понятно, что Европа заботится об Украине, как о очень большое европейское государство на ее восточных территориях. Вместе с тем эта великая страна до сих пор не разъяснила, каким именно способом она собирается вступать в Европу, вводить у себя европейские ценности свободы и демократии. Я знаю, что это довольно трудно, когда твою страну захватывают, и аннексирует часть территории значительно больше и достаточно враждебен к тебе сосед. Но, в конце концов, украинцы должны рассматривать путь в Европу, как путь домой, а не путь к какому временного мотеля, где они могли бы пересидеть плохие погодные условия, – говорит Миа Бергман –. В конце концов, Украина – это Европа, и так должно быть всегда. Это единственный логичный итог».
Так вот из этого следует, что положение Украины изменилось в глазах Европы за последние несколько лет, но мяч теперь, как говорят, на половине поля украинцев, и чрезвычайно важным будет следующий удар. Куда именно направят тот, відпасований им мяч, сами украинцы. И тут все, к сожалению, не будет решаться только на футбольных полях Франции следующим летом.