Угроза евроимитации. Как не затормозить на пути к ЕС

ЕвроимитацияВместо того чтобы заигрывать с Путиным Президенту Петру Порошенко стоит перенять опыт других постсоциалистических государств: как можно быстрее провести через парламент ратификацию Соглашения об ассоциации с ЕС и подать официальную заявку на полноправное членство в Европейском Союзе.

27 июня президент Украины наконец заключил многострадальное Соглашение об ассоциации с ЕС. В МИД заявляют, что нацелены на получение безвизового режима с Европейским Союзом с 1 января 2015 года. Предполагают такую перспективу и в Брюсселе, пишет издание Тыждень.юа

По результатам подписания документа Петр Порошенко заявил, что ждет на заявление представителей Европейского Союза, в котором те подтвердили бы признание нашего права «требовать обещания, что когда-то Украина станет полноправным членом ЕС». И они ответили, хоть и довольно сдержанно. В частности, глава Европейского совета Герман ван Ромпей отметил, что «Соглашение об ассоциации означает жизнь в европейской семье, к которой вы справедливо относитесь», а президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу - что «это не последний этап... Мы осознаем, что эти страны (Украина, Молдова и Грузия. - Ред.) хотят продолжать сближение с ЕС, мы знаем про их европейский выбор». Профильный еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле пошел дальше, сказав, что «новое расширение через присоединение Грузии, Молдовы и Украины в будущем является возможным», для этого должны быть выполнены положения Соглашения об ассоциации и проведены необходимые реформы.

Казалось бы, путь страны к дальнейшей евроинтеграции открыт и можно наращивать динамику, чтобы успеть выполнить одно из ключевых обязательств кандидата в президенты Порошенко: до конца каденции начать процесс обретения Украиной полноправного членства в ЕС. Безусловно, это возможно лишь на основе всесторонней имплементации положений Соглашения об ассоциации, т.е. выполнения государством большого домашнего задания. Впрочем, чтобы евроинтеграция снова не превратилась в имитацию, Киеву нужно не терять шанс и ковать железо, пока горячо.

Читайте также: Порошенко постучал в дверь ЕС, и его услышали

В конце концов, именно таким образом действовали все страны бывшего соцлагеря и даже экс-республики СССР, которые уже получили членство в ЕС вышли на финишную прямую на этом пути. Их опыт подтверждает: нельзя терять даже месяц, нужно постоянно «надоедать» европейцам, напоминая о себе, и в то же время лишать их поводов для отказа или промедления с приглашением в Европейский Союз. Ведь, как известно, «открыто будет тем, кто стучится». А когда страна не готова упорно добиваться вхождения в ЕС, то ее отношения с ним переходят в фазу деклараций и ритуальных танцев вместо конкретных шагов, которые делали бы процесс интеграции в европейские структуры необратимым.

Об этом свидетельствует и актуальный ныне опыт Албании. Эта балканская страна не так давно пережила гражданскую войну, господство криминала и тотальной коррупции. Ее экономика похожа по уровню развития с украинской. Однако за четыре дня до подписания Порошенко Соглашения об ассоциации она получила от Совета ЕС заветное решение о придании ей официального статуса кандидата в члены Европейского Союза. Официальную заявку на членство Тирана подала того самого месяца, когда вступило в силу Соглашение про ее ассоциацию с ЕС: еще в апреле 2009-го.

Помимо прочего, указанная дата свидетельствует и о том, как много времени нужно, чтобы такая заявка трансформировалась в предоставление реального статуса. А еще она напоминает Украине про потерянные годы: подал бы Киев заявку сразу после победы Оранжевой революции или хотя бы подписал бы Соглашение об ассоциации в 2009-м или 2010 году, когда это при должных усилиях (и без реванша регионалов) можно было вполне успешно сделать, - Украина сегодня могла бы быть рядом с Албанией. Ведь это государство до сих пор имеет немало проблем, напоминающие наши, и вполне сопоставимый уровень экономического развития: ВВП на человека 2013 года там, по данным МВФ, только на 5% превышал украинский.

Поэтому по крайней мере сейчас Киеву не стоит затягивать с подачей заявки на членство (что и говорить уже о ратификацию Соглашения). Потому, даже когда это сделать сразу после вступления в силу соглашения об ассоциации, будет большим успехом, если статус страны-члена Украина получит хотя бы перед окончанием пятилетней каденции Петра Порошенко. Поэтому же не следует забывать, что его роль в евроинтеграции страны не будет измеряться подписанием или даже успешной «глубокой имплементацией» только заключенного им на старте президентства Соглашения. Всем очевидно, что его функция здесь минимальная: эти процессы были определены до избрания Порошенко на главенствующую должность, за них стоял Майдан, и любой на месте Петра Алексеевича при нынешних обстоятельствах просто вынужден был бы скрепить документ своей подписью. А что будет дальше, вот это уже вопрос.

Личный успех Порошенко может заключаться лишь в обретении Украиной хотя бы статуса официального кандидата в члены ЕС до следующих выборов президента. Это, естественно, потребует успешной имплементации Соглашения об ассоциации, ведь возможное решение о предоставлении такого статуса Брюссель будет принимать (или не принимать) по результатам прогресса в проведении необходимых внутренних реформ. Однако это рутина, а большинству украинцев, сторонников возвращения государства в Европу, без символического и одновременно судьбоносного шага в виде взятия очередного рубежа президентство Петра Алексеевича теперь сможет видеться потерянным. А сам он войдет в историю страны не как евроинтегратор, а как минимум євроімітатор, когда не сознательный тормоз возвращение в европейский дом.

Читайте также: Неизбежности евроинтеграции

Более того, сейчас все заметнее торможения ним даже процедуры ратификации Соглашения об ассоциации в украинском парламенте. Почувствуйте разницу! Президент Молдовы Николае Тимофти на следующий же день (хоть это и была суббота) передал в национальный парламент проект закона о ратификации Соглашения с ЕС, в правительстве страны уже заявили, что она состоится в первые дни июля, а сразу после вступления документа в силу молдаване подадут заявку на членство. Зато президент Украины Петр Порошенко после подписания сказал журналистам, что даже не планирует направлять Соглашение в ВР до завершения текущей сессии парламента. Ссылаясь при этом на явно надуманные, формальные причины, чуть ли не в стиле чиновников времен Януковича - Азарова. Мол, «следующая неделя - последняя пленарная на данной сессии Совета. На технические вопросы уйдет не одна неделя...» и т.д.

При этом Петр Алексеевич не смог скрыть, что настоящей причиной промедления является позиция Кремля, отметив: к ратификации должны состояться трехсторонние консультации Украина - Россия - ЕС. Хоть Порошенко уверяет, что они не будут касаться текста Соглашения, последние заявления Путина и Лаврова свидетельствуют, что сейчас те делают ставку именно на максимально возможное затягивание ратификации и имплементации Украиной этого документа, а не на его текст. Ведь без этих необходимых шагов сам факт брюссельского визирование Соглашения 27 июня Порошенко и лидерами ЕС и стран-членов, по большому счету, ничего не стоит: она не вступает в силу полной! В СМИ даже просочилась информация, что европейские дипломаты уже начали давление на официальный Киев, опасаясь технического срыва ратификации через ожидаемый роспуск Верховной Рады и/или влияние России.

Читайте также: Оторваться от Евразии

Возникает вопрос: Порошенко тормозит движение в Европу под прессингом Путина? И если так, то почему это делает? Вероятный мотив, через который агенты влияния Кремля в окружении Петра Алексеевича могут убеждать его затягивать процесс: при отсутствии нулевых пошлин на товары из ЕС Россия не будет иметь формальных причин повышать ставки на наш экспорт, поэтому «украинская экономика будет спасена от коллапса». Однако такая логика является ничтожным.

Прежде всего потому, что Москва ведет и вела торговые войны против поставщиков товаров из Украины без каких-либо поводов, точнее под предлогом нежелания Киева вступить в Таможенный союз. Кроме того, зависимость нашей страны от российского рынка сильно преувеличивают. За первые четыре месяца 2014 года доля товаров, которые шли в страны ЕС, составляла 34% от общего объема экспорта, а в России - лишь 19,5%. Причем заметное количество среди последних приходилась на продукцию машиностроения, от которой Москве, во-первых, сейчас будет сложно отказаться, а во-вторых, значительный ее процент составляла продукция ВПК, которую сам Порошенко уже запретил поставлять агрессору.

Кроме того, шантаж Украины имеет смысл до вступления соглашения об ассоциации полнейшей силу и осознание необратимости курса на евроинтеграцию. Ведь до тех пор остается надежда дожать Киев, затормозить или сорвать его выход с кремлевской орбиты влияния. Только жесткая позиция убедит в том, что шантажом или санкциями желаемого результата не достигнешь, поскольку Украина не хочет полного свертывания экономических контактов с РФ, однако готова к нему, в Москве вынуждены будут выстраивать отношения в формате новой реальности. А давление непременно ослабнет, потому что Киев тоже имеет достаточно мощные рычаги давления: как российский бизнес, так и на экономику в целом.

В конце концов, Россия уже сейчас испытывает проблемы с поддержкой сателлитов по Таможенному союзу, когда речь идет об торговую войну против Украины. Так, недавно на заседании Евразийской экономической комиссии предложение РФ о повышении пошлин на украинские товары не была поддержана Беларусью и Казахстаном. Им это политически мотивированный шаг отнюдь не нужен, а в случае РБ может иметь еще и катастрофические последствия в случае применения Украиной ограничений на импорт из этой страны, которая, как известно, не является даже членом ВТО.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки