Предлагаем Вашему вниманию речь Дэвида О'Саливан, Главного исполнительного чиновника Европейской службы внешнего действия, одного из высших должностных лиц дипломатической службы ЕС.
Недавно он подвёл итоги под перспективами подписания Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Краткое резюме, которое приведено ниже, является крайне необходимым текстом для всех, кто интересуется отношениями между ЕС и Украиной.
«Отношения между ЕС и Украиной: время перейти от разговоров к действиям»
Конференция, которая состоялась в Брюсселе, 5 июня 2013 года
Дэвид О'Саливан Главный исполнительный чиновник Европейской службы внешнего действия
Кэтрин Эштон, Верховный представитель ЕС и Вице-президент Европейской Комиссии, а также Штефан Фюле, Европейский Комиссар по расширению и европейской политике соседства, жалеют, что не могут сегодня посетить этой конференции, и попросили меня выступить на этом важном события от их имени.
Название конференции "Time to walk the talk" ("Пора перейти от разговоров к действиям») и ее акценты являются очень своевременными. Украина занимает высокое место в повестке дня ЕС в 2013 году. Некоторые даже называют 2013-й «годом Украины».
До саммита Восточного партнерства в Вильнюсе осталось всего несколько месяцев. Он будет историческим моментом для отношений ЕС с Украины и с восточными партнерами в целом. Обе стороны считают этот саммит событием, которое должно начать новую фазу в их отношениях.
Был четко определен путь вперед - к политической ассоциации и экономической интеграции Украины с ЕС. И некоторое время Украина много говорила об осуществлении необходимых шагов и реализации необходимых реформ для ответа на ожидания ЕС, в частности, касающихся ключевых реформ в судебной сфере. Сегодня для украинской власти пора перейти от разговоров к действиям, прибегая к решительным шагам и демонстрируя ощутимый прогресс.
Основой этого процесса является, конечно, выводы Совета министров ЕС по иностранным делам, принятые 10 декабря 2012. Эти выводы установили четкую и единодушную позицию ЕС подписать Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной, в частности ее раздел по глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ГВЗСТ) - по возможности, во время Саммита Восточного партнерства, который состоится в ноябре, - при условии, если Украина выполнит ряд четко определенных критериев.
Критерии, о которых говорит Совет ЕС, не являются новыми. Они связаны с хорошо известными и древними сферами вызывающими беспокойство ЕС. Эти критерии касаются трех главных плоскостей, в которых ЕС надеется увидеть действия (со стороны Украины): 1
1) исправление недостатков парламентских выборов, состоявшихся в октябре 2012 года;
2) шаги к решению проблем выборочного правосудия и избежать их в будущем - через проведение всесторонней судебной реформы;
3) прогресс в выполнении совместно согласованных реформ, определенных в Повестке дня ассоциации ЕС-Украина.
Конкретные критерии в этих трех сферах являются реалистичными, и их вполне можно выполнить.
Я понимаю, что иногда мы склонны переоценивать важность наших деклараций, заявлений и выводов. Однако в этом случае выводы Совета ЕС чрезвычайно важны. Если Украина выполнит соответствующие условия, эти выводы откроют новое окно возможностей в отношениях между Украиной и ЕС.
По сравнению с прошлой осенью, сегодня в наших отношениях присутствует ощутимый контраст по определению направления деятельности и взаимодействия. Тогда некоторые комментаторы и деятели предлагать взять «паузу» в отношениях между Европейским Союзом и Украиной. Сейчас этих тенденций уже нет, и это является позитивным знаком.
Но позвольте мне также ясно и четко подчеркнуть, что окно возможностей, которое сейчас открыто, достаточно мало. У нас нет плана «Б» на тот случай, если Украина не сможет вовремя достичь результатов, чтобы сделать возможным подписание соглашения в Вильнюсе - через шесть месяцев.
Поддерживая дух названия этой конференции, хотел бы перейти от абстрактных политических рамок к конкретным вопросам, имеющегося сейчас развития и наших дальнейших ожиданий.
В совместном заявлении саммита ЕС-Украина, который состоялся 25 февраля этого года, Украина - используя чрезвычайно сильные и ясные формулировки - обязалась достичь соответствия с теми моментами, которые были сформулированы в Заключении Совета министров иностранных дел Европейского Союза от 10 декабря , и согласилась сосредоточиться на необходимых реформах, рассматривая их как приоритетные.
С тех пор украинская власть приняла несколько документов, нацеленных на реализацию этого процесса, чтобы проложить путь к реализации вышеупомянутых критериев. Это действительно отражало решительное стремление Украины достичь цели заключения Соглашения об ассоциации, включая раздел о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли на саммите в Вильнюсе.
Также было осуществлено несколько конкретных действий. Позвольте, в частности, отметить освобождении бывшего Министра внутренних дел Луценко и восстановлении бывшего Министра охраны окружающей среды Филипчук в своих правах.
В то же время очевидно, что для достижения соответствия с ожиданиями ЕС следует еще сделать немало вещей. По уже запланированным действиям Украины должен следовать ощутимый прогресс по целому ряду критериев.
Читайте также: Ян Томбинський: времени до саммита в Вильнюсе становится все меньше
Бог скрывается в мелочах. Если мы хотим добиться успеха, мы должны смотреть на конкретные шаги, которые следует осуществить. Я хотел бы отметили трех ключевых вопросах, где действия, запланированные Украиной, являются очевидно недостаточными для достижения критериев ЕС.
Во-первых, относительно выборов: мы ждем совместную оценку со стороны ОБСЕ / БДИПЧ и Венецианской Комиссии двух избирательных законопроектов, разработанных Министерством юстиции Украины. По нашим предварительным оценкам, законопроекты не соответствуют нашим ожиданиям в нескольких плоскостях. Мы также продолжаем подчеркивать, что Украина в первую очередь должна рассмотреть вопрос принятия Избирательного кодекса: важно обеспечить гармонизацию избирательного законодательства, регулируя все типы выборов. Мы также надеемся, что Украина четко объяснит, какие шаги она осуществит для исправления избирательных нарушений во время октябрьских парламентских выборов, в соответствии с рекомендациями ОБСЕ / БДИПЧ.
Во-вторых, в отношении политически мотивированных приговоров: нас продолжает беспокоить отсутствие четкой и ясной стратегии, в частности по делу бывшего премьер-министра Тимошенко. Миссия бывших Президентов Кокса и Квасьневского является важным инструментом, которым Украина может воспользоваться и который имеет нашу полную поддержку. Кроме этого, недавнее решение Европейского суда по правам человека в отношении бывшего премьера Тимошенко предоставляет хорошую возможность проложить путь к решению этой проблемы.
В-третьих, по вопросу судебной реформы - которая являются ключевой, в частности, и потому, что помогжет избежать повторения случаев выборочного правосудия в будущем - мы обеспокоены нехваткой развития относительно Закона о прокуратуре. Также, к сожалению, других соответствующих законопроектов - в частности, в отношении реформы Уголовного кодекса, законов о роли Высшего совета юстиции и о судоустройстве и статусе судей - не было подано или еще не прошли консультации с Советом Европы. Эти реформы следует существенно ускорить, чтобы дать возможность Совету ЕС оценить конкретный прогресс перед саммитом в Вильнюсе.
Конечно, существует много других вопросов. Позвольте, например, отметить важность улучшений в бизнесе и инвестиционном климате. У нас есть существенная обеспокоенность недавними протекционистскими мерами, например утилизационного сбора на автомобили, требования местной составляющей для проектов возобновляемой энергетики и запрета импорта кокса. Эти меры оказывают непропорциональное влияние на интересы чувствительных отраслей экспорта ЕС. Честно говоря, они создают сомнения относительно способности и готовности Украины уважать свои собственные слова и выполнять обязательства в рамках глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС.
Мы все знаем, что для танго нужны двое. Мы ожидаем от Украины необходимых действий. Но ЕС также должен быть готов для осуществления конкретных шагов, если Украина действительно продемонстрирует соответствующие результаты.
Мы не теряем никакой возможности для обеспечения технической готовности ЕС подписать Соглашение об ассоциации и ГВЗСТ в Вильнюсе, если будут выполнены соответствующие условия и будет принято соответствующее политическое решение.
15 мая Европейская Комиссия приняла проект предложений в Совет ЕС относительно подписания, временного применения и ратификации Соглашения. Она также подала эти предложения и текст Соглашения на 22 языках (каждая версия превышает 1000 страниц) Совету ЕС, которая уже начал анализировать ситуацию. То, что Европейская Комиссия представила эти документы Совету в середине мая, было необходимым шагом, который предоставил Совету ЕС достаточно времени для рефлексии и собственных процедур. Этот шаг свидетельствует о том, что мы остаемся верными цели подписать соглашение. Но позвольте мне также отметить, что это был технический шаг, который открывает дальнейшие процедурные шаги, но который отнюдь не предрешает окончательного решения ЕС относительно подписания Соглашения.
А теперь позвольте мне подумать над широкой картиной тех вещей, о которых я только что сказал.
Украина сделала стратегический европейский выбор. После более пяти лет двусторонних переговоров мы имеем возможность заложить основы крепких отношений между ЕС и Украиной, которые будут основываться на прогрессивной сделке, которую Европейский Союз когда-либо заключал со страной из за его пределами, - Соглашении об ассоциации и ГВЗСТ. Это настоящая историческая возможность.
В то же время, широкая общественность, парламенты, правительства государств-членов и ЕС внимательно следят за развитием событий в Украине. Ситуация в стране вызывает обеспокоенность - не в последнюю очередь из-за вопроса, связанного с применением выборочного правосудия и отступлением от принципов демократии. Таким образом выглядит совершенно естественным и логичным, что перед подписанием такого амбициозного соглашения Украина должна подтвердить свою полную готовность жить в духе ассоциации, а также принять необходимые меры для того, чтобы избежать повторения ошибок прошлого.
Все мы знаем о том, что 31 мая Украина подписала Меморандум о взаимопонимании и обратилась к дальнейшим шагам в направлении получения статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Мы понимаем потребность Украины в поддержке хороших отношений с соседними странами. Однако, с другой стороны, мы подчеркнули, что любое сотрудничество с Таможенным союзом должна оставлять неизменной возможность подписания Соглашения об ассоциации и ГВЗСТ с ЕС, а также не противоречить будущим обязательствам Украины в рамках настоящего Соглашения.
Будем совершенно откровенны: несмотря на то, что мы приветствуем европейский выбор Украины, в вопросах подписания Соглашения об ассоциации и ГВЗСТ ЕС не будет руководствоваться только геополитическими соображениями. Для подписания будет иметь значение только честная и самоотверженная работа украинской власти в направлении выполнения конкретных критериев, определенных Европейским Союзом.
Европейский путь Украины в долгосрочной перспективе не может быть реализован с помощью только политических деклараций, его можно достичь только благодаря постепенному приближению к европейским нормам и политикам. Соглашение об ассоциации и ГВЗВТ всячески способствует процессу тесного политической ассоциации и защищает его.
Я вполне понимаю, что работа, которую должна выполнить Украина является очень объемной и тяжелой. В то же время, как я уже упоминал, соглашение, к которому мы стремимся, является наиболее всеобъемлющим из тех, по которым ЕС когда-либо вел переговоры со страной из за его пределами. Мы вместе работали над ним более пяти лет, и я хочу заверить, что ЕС настроен пройти последнюю часть этого пути до конца.
Я уверен, что Соглашение об ассоциации и ГВЗСТ предоставит Украине новые существенные экономические возможности. В частности, украинские продукты и услуги получат доступ к крупнейшему внутреннему рынку в мире. Лучшие и близкие отношения будут способствовать привлечению дополнительных инвестиций и развития торговли. Торговля, в свою очередь, с помощью новых бизнес возможностей и созданию новых рабочих мест, активизирует экономический рост в Украине, а также повысит конкурентоспособность всей украинской экономики.
Очень важно, чтобы широкая общественность, включая гражданское общество и медиа-сообщество, знали о возможных последствиях, которые предусматривает наше общее соглашение. Создание конкурентной и жизнеспособной глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли зависит от эффективных консультаций всех заинтересованных сторон, включая представителей не государственного сектора, в частности бизнесменов и работников.
Напоследок хочу сказать вот что: до саммита Восточного партнерства остается несколько месяцев, и мы медленно приближаемся к завершению нашего пробега. Но я убежден, что если пройти этот путь с максимальной энергией и максимальной скоростью, то Украина сможет достичь своей цели.
Это должно быть время, которое характеризуется ускоренным темпом внедрения амбициозных реформ. Зато я откровенно обеспокоен теми процессами, что, как представляется, приводят к общему замедлению движения Украины в направлении ЕС.
В начале осени Совет ЕС рассмотрит вопрос внедрения Украиной критериев, определенных ЕС, чтобы в октябре или - самое позднее - в середине ноября принять политическое решение относительно возможного подписания Соглашения об ассоциации. Это означает, что время на одни разговоры - без соответствующих действий - полностью исчерпано.
Очень важно, чтобы Европейский парламент высказал свое мнение относительно Соглашения об ассоциации после его подписания и перед его временным применением. Несмотря на то, что Европарламент не имеет правового обязательства вмешиваться в эту фазу процесса, было бы желательно с политической точки зрения, чтобы он высказал свое мнение по Соглашению - и о прогрессе Украины во внедрении критериев, определенных в декабре, - перед временным применением некоторых ее частей. Времени остается мало, поэтому потребность в дополнительных усилиях будет расти.
Сейчас мы должны завершить подготовку со стороны ЕС и продолжать использовать механизм постоянного и ориентированного на действия ведущегося диалога в обеих столицах - Брюсселе и Киеве. Он нужен прежде всего для того, чтобы убедиться, что запланированные Украиной действия соответствуют ожиданиям ЕС. Однако эта подготовка и диалог могут только помочь в принятии необходимых сложных решений и в процессе реформ, которые Украина должна завершить в ближайшие месяцы, - но отнюдь не заменить их. Для нас это является необходимым условием для достижения нашей общей цели, а именно для подписания Соглашения об ассоциации и ГВЗСТ в Вильнюсе в ноябре. Это событие станет настоящим историческим достижением.