Реверсивные поставки газа из Европейского Союза защищают Украину

Реверсные поставки газа в Украину из ЕСВ пятницу, 3 мая, в Брюсселе состоится круглый стол с участием еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера и украинского министра энергетики Ставицкого. В интервью DW еврокомиссар рассказал об ожиданиях Брюсселя.

О проведении мероприятия для обсуждения возможности создания международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой было договорено в феврале на саммите ЕС-Украина. Однако пока, кажется, участники мероприятия поговорят только о модернизации украинской ГТС: за несколько дней до встречи в Брюсселе посол России в Украине сообщил об отказе от участия в круглом столе российской стороны. Накануне круглого стола DW пообщалась с еврокомиссаром Гюнтером Эттингером.

Deutsche Welle: На прошлой неделе правительство Украины внесло в парламент законопроект, принятие которого позволит приватизацию НАК "Нафтогаз Украины" и ее дочерних предприятий. Эксперты опасаются, что "труба" окажется в руках русских. Какую роль этот факт играет на встрече в Брюсселе? Предоставит ли Европейский Союз Украине средства на модернизацию ГТС?

Гюнтер Эттингер: Несколько аспектов этого законопроекта ожидались давно. Речь идет, например, о приватизации "Нафтогаза" и некоторых его дочерних предприятий, а также создание возможностей появления приватизированного оператора ГТС и консорциума по управлению хранилищами, который будет предоставлять в аренду сам газопровод и подземные хранилища. Мы также понимаем, что законопроект предусматривает возможность приватизации газотранспортной системы и подземных газовых хранилищ.

Еврокомиссия и в дальнейшем готова активно поддерживать модернизацию газотранспортной инфраструктуры Украины. Однако роль Комиссии в процессе ограничена функцией координатора международных финансовых организаций. Сами же решения относительно возможных кредитов каждая из этих организаций будет принимать в соответствии с собственными правилами и процедурами. Мы понимаем, что Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития находятся в тесном контакте с Украиной о предоставлении указанных займов.

Читайте также: ЕБРР предоставил рекомендации по улучшению инвестиционного климата в Украине

Мандат еврокомиссара по энергетике распространяется на безопасное энергообеспечение потребителей в ЕС. Одной из самых больших проблем Украины, которую отмечают и западноевропейские политики, является коррупция. Каким образом в этом контексте будет обеспечена безопасность ЕС, если будет принято решение о финансировании модернизации украинской ГТС?

Гюнтер Эттингер: В ЕС глубоко убеждены - собственный интерес Украины в том, чтобы любые достигнутые договоренности не противоречили ее обязательствам перед Европейским энергетическим сообществом. Членство Украины в ЕЭС - это стимул, чтобы работать на создание экономически жизнеспособного, конкурентоспособного, прозрачного, стабильного и интегрированного энергетического рынка, привлекать необходимые инвестиции. Именно это повысит уровень энергетической безопасности Украины и защитит ее на энергетическом рынке от последствий зависимости от антиконкурентных действий одного главного поставщика. Реверсивные поставки газа из ЕС в Украину - конкретный тому пример.

В течение прошлого года транзит газа Украиной уменьшился на 20 процентов. Прогнозы на последующие годы тоже отрицательные. В последнее время Украина пыталась блокировать запуск газопровода "Южный поток" через свое участие в ЕЭС. Повлияют ли эти обстоятельства на ход переговоров по модернизации украинской ГТС?

Гюнтер Эттингер: Нет. В вопросе украинской ГТС наше предложение остается в силе: трехсторонние консультации по транзиту газа, если Украина и Россия в них заинтересованы. Мы готовы содействовать в случае, если будет гарантировано соблюдение международного и европейского законодательства, в том числе и положений договора об Энергетическом Сообществе. Мы считаем, что прагматичное решение, которое позволит прозрачное и дискриминацию управлению украинской ГТС, может быть найдено именно в рамках членства Украины в ЕЭС.

Наша позиция по проекту "Южный поток" остается неизменной: этот трубопровод для ЕС не является приоритетным. Наш приоритет это - прямой доступ к газу в Каспийском регионе. Вместе с тем мы не собираемся навязывать любые нерациональные или неоправданные требования регулятивного характера.

Украина позиционирует себя как уникальную систему газовых резервов мощности в 30 млрд кубометров газа, что, очевидно, защищает потребности ЕС. Насколько это важно для ЕС?

Гюнтер Эттингер: Украина действительно имеет большой потенциал для хранения газа в подземных хранилищах. В целом это 31 млрд кубометров по сравнению с 95-ю кубометрами в целом в Европейском Союзе. Это может иметь большой потенциал для Украины и ЕС в вопросах резервного хранения газа, когда в нем нет необходимости - например, в летний период, и его использование в случае необходимости или зимой.

Что вы ожидаете как участник круглого стола?

Гюнтер Эттингер: Для обсуждения развития украинского газового рынка и изменений в нем к участию в мероприятии мы пригласили представителей государств-членов Европейского Союза, газовых компаний, финансовых институтов. В фокусе дискуссий находяться перспективы развития украинского газового рынка, в том числе добыча неконвенционного газа, а также ключевая роль Украины как потенциального восточноевропейского газового "хаба" с использованием украинских газовых хранилищ и двусторонних газовых потоков.

Кроме того, мы обсудим перспективы транзита газа через Украину, учитывая возможность трехстороннего европейско-российско-украинского консорциума, а также инициативы по модернизации украинской ГТС, которые поддерживает Европейский Союз.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки