Выборы являются альфой и омегой западных представлений о демократии. В зависимости от того, насколько формально безупречно они происходят в той или иной стране, Запад решает, признать их демократическими или нет. Результат здесь воспринимается как менее важный процесс, главное форма, внешние признаки. Итак, выборы — это священная корова западной цивилизации, пишет Игорь Лосев на станицах Тыждень.
Хотя, как свидетельствует история, эта идеальная процедура осуществления народовластия может вызвать глубоко антидемократические последствия. Достаточно лишь вспомнить опыт Германии 30-х годов прошлого века, где триумф НСДАП, нацистской партии, который произошел в лучших электоральных традициях Запада результате демократических, равных, справедливых, прозрачных и других выборов. Однако этот факт до сих пор никак не помешал идеалам электоральной демократии. Выборы превыше всего, выборы любой ценой, выборы везде и всегда. Никаких других механизмов осуществления народовластия не предлагают.
Стоит в любой стране провести что-то похожее на честные выборы — и это уже праздник демократии, хотя на самом деле все далеко не так. Те процедуры отнюдь не гарантируют общественного прогресса, замену худшего лучшим, нередко все бывает наоборот. В Египте последние выборы привели к власти исламистов «Братьев-мусульман». Запад хлопал в ладоши и восхищался тамошней «демократией» (как и после «арабской весны»). Но почему-то вскоре в этой стране при президенте-исламисте Мурси начались эксцессы против египетских христиан, против европейцев и громко зазвучали призывы разобраться с Израилем. Вакханалии положили конец египетские генералы, однако очень недемократично, военным переворотом.
Читайте также: Эстония - государство, где победила электронная демократия
Линейные, одномерные западные представления о норме и демократию часто на просторах планеты не срабатывают.
Например, ситуация в Сирии была бы стабильнее, если бы президент США Барак Обама не поддался на уговоры Путина не проводить против режима сирийского диктатора Башара Асада военной операции, которая дала бы суннитской оппозиции возможность овладеть политические процессы в стране. Теперь положение в Сирии есть гораздо хуже, и Европа это уже почувствовала на себе в виде беспрецедентного нашествия мигрантов с Ближнего Востока.
Выборы — это чисто формальная процедура, которая может устанавливать власть реакционных и мракобесовских сил. Всякий ли выбор стоит объявлять образцом демократических свойств? Воля народа далеко не всегда является священной. Именно поэтому во многих странах запрещено проводить референдумы, например, об отмене налогов, потому что здесь такая воля известна еще задолго до начала голосования, ведь понятно, что лучше налоги не платить, чем платить...
Когда сегодня лидеры Германии и Франции Ангела Меркель и Франсуа Олланд выкручивают Украине руки, требуя выборов на оккупированных Россией и ее марионетками территориях Донецкой и Луганской областей, они способствуют отнюдь не демократии, а легитимации иностранной оккупации, деспотизму и террору. Ибо что такое выборы в зоне войны, где тысячи вооруженных террористов и российских военных делают по факту любые демократические процедуры, где не действует право, как таковые (его давно и полностью заслонило насилие), где без суда и следствия людей уничтожают и бросают в застенки?..
Во Второй мировой войне американцы, британцы и французы еще трезво осознавали реалии, поэтому выборы в оккупированной Германии было отсрочено вплоть до 1949 года (иначе абсолютное большинство населения выбрали бы нацистов). А четыре года очень активно проводили денацификацию на всех уровнях, запрещали деятельность нацистских структур, партии и отдельных деятелей предыдущего режима, закрывали соответствующие газеты и радиостанции, наказывали нацистских преступников и тому подобное. И только после всего этого... А ситуация в так называемых ДНР и ЛНР сегодня значительно хуже, чем в так называемой Тризонии (американская, британская и французская зоны оккупации Германии) в конце 1945 года.
Читайте также: Восстановление демократии. Основные рецепты
Поскольку Россия принципиально не позволяет Украине контролировать 400 километров своей границы с восточным соседом, а Меркель и Олланд на этом не настаивают, РФ может обеспечить псевдовибори в ДНР и ЛНР любым количеством избирателей с территорий соседних с Украиной Белгородской, Ростовской, Воронежской и других областей. В последнее время «рошеновская» власть Украины очень рекламирует местные выборы, которые якобы должны что-то решить. Однако за 24 года независимости в стране произошла куча всевозможных выборов, Украина исходила из одних гонок и входила в другие. А демократического «рая» как не было, так и нет...
Эти выборы также ничего не дадут, кроме дестабилизации обстановки в регионах, реванша людей и партий, которые олицетворяют кланово-олигархическую систему.
В Украине при отсутствии независимого и неподкупного суда, при отсутствии некоррумпированной прокуратуры и следственных органов, за неимением настоящих реформаторов «на горе» можно проводить сколько угодно выборов с любым результатом. Изменения не произойдут. Выборы — это не панацея и не политическая философия, а лишь социальный механизм с довольно ограниченными возможностями.